Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия для детей подготовительной группы ДОУ. Звук [ш], буква Ша.»
Звук [ш], буква Ш.
Цели:- закрепить артикуляцию и характеристику звука (Ш);
- развивать фонематическое восприятие, внимание и память;
- уметь определять местоположение звука (ш) в словах;
- познакомить с буквой Ша;
- закрепить умение соотносить звук и его графический образ на письме;
-упражнять в чтении слогов и слов со звуком (ш);
- развивать грамматический строй речи (уметь согласовывать числительные с существительными);
-закрепить умение ориентироваться на плоскости листа;
-активизировать словарь и расширить знания об окружающем мире;
Организационный момент. Психологический настрой.
Ребята, у нас сегодня гости. При встрече принято здороваться. Поприветствуйте своих гостей, друг друга, улыбнитесь, пожелайте доброго утра!(Доброе утро! )
-Я желаю вам активной работы на занятие, узнать много интересного, нового! Вы этого хотите?(да) . Тогда в путь.
Повторение пройденного.
- Вспомним, чем отличается звук от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, буквы мы видим, пишем и читаем).
- На какие две группы делятся все звуки, каким цветом мы их обозначаем. (Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные- обозначаем красным цветом, согласные- обозначаем синим цветом).
- Чем отличаются гласные звуки от согласных? ( При произнесение гласного звука, воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Когда мы произносим согласный звук, воздух встречает препятствие: губы, зубы, язык. Мы его тянуть не можем).
Б) Игра «Звук и слово».
-Я показываю букву, а вы называете звук, который обозначает эта буква и придумываете слово, которое начинается с этого звука.
- Определяем какой это звук , гласный или согласный.
3.Сообщение темы, постановка задачи.
- Сядьте прямо, спины ровные. Наше путешествие продолжается. А вот и первое препятствие на пути:
- Чтобы узнать с каким звуком и буквой мы сегодня встретимся , вам надо отгадать загадки:
Я защищаю голову от мороза и холода (шапка).
Не страшен мороз Мишутке,
Одет он в тепленькую…(шубку).
-Выделите 1-й звук в словах шапка и шубка. (Звук ш)
5. Характеристика звука (Ш).
(Демонстрация артикуляционного профиля. По этапам разбора артикуляционного профиля , дети повторяют движения губами, языком перед индивидуальными зеркалами, выполняют артикуляционную гимнастику.) Слайд 1.
артикуляционная гимнастика.
-губы- округлены, слегка выдвинуты вперед;
Язык – широкий, поднимается к бугоркам за верхние зубы, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку.
- Поднесите ладонь к губам, произнесите этот звук. Струя воздуха теплая или холодная?(теплая, плавная)
-Когда мы произносим звук( Ш), струя воздуха встречает преграды? (Да. Язык, зубы)
-Значит, какой это звук? Согласный или гласный? (согласный)
Тактильный контроль
-Что делает голос, когда мы произносим звук( Ш): спит или песенку поет? Приложите ладонь к горлышку, скажем ШШШ.
- Как было в домике, тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали? (тихо).
-Значит, какой это звук? Глухой или звонкий? (глухой).
- Повторите за мной слоги: ша, шо, ши, ше, шу. Обратите внимание у звука( Ш) есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый.
Итог: звук(Ш): согласный, глухой, твердый.
-Каким цветом мы будем обозначать звук( ш). (синим цветом)
6. Развитие фонематического слуха.
Дети хлопают в ладоши, если услышат звук (Ш):
- среди других звуков; - в слогах; - в словах.
7.Физ. минутка. Развитие общей моторики
Раз, два, три, четыре-
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре-
Хлопаем руками.
Руки вытянуть пошире –
Раз, два, три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
8. Знакомство с буквой (Ш).
- Звук( Ш) на письме записывается буквой Ша.(Демонстрация буквы Ша и ее стилизованных вариантов) Слайд 2
-На что похожа буква Ша?(варианты ответов детей)
- Из каких элементов состоит?
- Сколько элементов в букве Ша? (Складываем из палочек; четыре элемента)
Пальчиковая гимнастика. Развитие мелкой моторики
Пальцы – дружная семья,
Друг без друга им нельзя
(сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.)
Вот большой!
А это средний.
Безымянный и последний-
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)
Будем их соединять
И движенья выполнять…
(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому пальцу .)
9. Работа в тетради. Развитие графомоторных функций.
задание.
- Раскрасить объемную букву Ша синим карандашом.
2 задание.
- Написать букву Ша по пунктирным линиям, самостоятельно ручкой.
- Перед тем как обвести и написать букву ручкой вспомним, как правильно держать ручку:
Я ручку правильно возьму:
На средний ноготь положу,
Теперь большим пальцем ее прижму,
И указательным держу.
От точки вправо я пишу
По клеткам букву вывожу.
10. Чтение слогов, слов. Слайд 3.
слоги: ша, шо, шу, ши. (чтение слогов с Ша и пройденными гласными).
слова: Ма-ша, шум, ши-на.
- Почему слово Ма-ша написано с большой буквы? (Это имя девочки, имена пишутся с большой буквы)
- На схеме закрасить квадрат, который определяет: в начале, в середине или в конце слова находится звук (ш)
12. Согласование числительных с существительными. Развитие лексико-грамматических форм речи.
- Ребята, у вас на столе есть конверты. Что находиться внутри конвертов вы узнаете, если отгадаете загадку:
Зеленые подружки,
У них рты , как ловушки,
Попадут в ловушки,
И комары и мушки. (Лягушки)
- Сколько их в конверте? (две лягушки)
-А теперь помогите мне закончить предложения о двух лягушках:
Мы увидели …(двух лягушек)
Дети подошли …(к двум лягушкам)
Они любовались …(двумя лягушками)
Родителям рассказали …(о двух лягушках).
13. Работа над развитием речи. Пополнение словарного запаса. Слайд 5.
- Что дети могли рассказать о лягушках? Что вы о них знаете?(варианты ответов детей).
- А теперь посмотрите на эту картинку?
- Где сидит одна лягушка?(Сидит на кочке).
- Вторая? (Плавает ).
Лягушки могут долго находиться в воде, и могут долго обходиться без воды, т.к. это земноводные животные. Земноводные рождаются и растут в воде, а когда становятся большими , могут обитать на суше.
- Давайте повторим это слово «земноводные».
14. Развитие умения ориентироваться на плоскости листа.
Игра «Лягушки-попрыгушки».
У детей на столах альбомные листы. Из конвертов достают предметные картинки : солнце, камыш, лягушка (две картинки). Дети на листе бумаги, по инструкции, выкладывают предметные картинки.
- в середину листа одну лягушку;
- в левый верхний угол солнце;
- в правый нижний угол камыш;
-вторую лягушку расположите в нижний левый угол
-Вот какая картинка у нас должна получиться -Слайд 6.
- назовите предметные картинки, в названии которых есть звук (ш).
(камыш, лягушки, кто-то может сказать солнышко)
15. Итог:
- Наше путешествие подошло к концу.
- Скажите , пожалуйста, что нового вы узнали за время путешествия?
- С каким звуком вы познакомились? (со звуком (ш).)
- Выберите и покажите из разрезной азбуки букву , которая обозначает этот звук.(показывают букву Ша)
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(209) "Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме: «Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш». "
["seo_title"] => string(125) "konspiekt-zaniatiia-po-razvitiiu-riechi-v-podghotovitiel-noi-k-shkolie-ghruppie-po-tiemie-znakomstvo-so-zvukom-sh-i-bukvoi-sh"
["file_id"] => string(6) "212545"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1431869877"
}
}