kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Звук [ы] и буква ы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звук [ы] и буква ы»

Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) Тема: Звук [Ы] и буква ы

Подготовила: воспитатель

Горячева Анжела Вячеславовна, город Урай.

Цели:

1. Знакомство с буквой Ы.

2. Обучение различению и четкому произношению звука [Ы] в слогах, словах, предложениях.

3. Упражнять детей в образовании существительных множественного числа.

4. Развитие зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, памяти.

5. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.

6. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки, развивать логическое мышление, умение соотносить усвоенные знания с текстом загадки.

Задачи:

Образовательные: познакомить со звуком [Ы] и графическим образом буквы, учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа.

Развивающие: развивать навыки словообразования прилагательных от существительных, развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание, развивать просодическую сторону речи (силу голоса, высоту голоса, фонематический слух, внимание, мышление, память, пространственное восприятие.

Воспитательные: воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним, умение слушать друг друга; интерес к занятию; настойчивость.

Оборудование: набор картинок (кукла – куклы, шар – шары и пр., печатная буква Ы

Ход занятия:

1.-Ребята чем мы занимаемся на занятиях по развитию речи? (Учимся красиво говорить, правильно говорить слова, составляем предложения, учимся правильно произносить звуки.

- А для чего мы учим буквы? (Для того, чтобы научиться читать).

- Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить.

- Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой. Поучимся находить этот звук в словах.

-Давайте вспомним, какие гласные звуки мы уже знаем: [а, о, у, и]. Правильно, молодцы.

-А звуки [а, о, у, и] какие? Да, гласные. Мы произносим их свободно, во рту нет препятствий.

- Сегодня мы познакомимся еще с одним гласным звуком. Послушайте, какие песенки я вам пропою: аы – оы – уы.

-Какой новый звук вы услышали?

-Да, верно. Прозвучал звук Ы. Он у нас тоже гласный звук. И обозначается он вот таким символом. Показать букву Ы.

2.-Ребята, хотите поиграть? Игра называется «Один – много». Я называю один предмет, а вы много: Кукла – куклы, гриб – грибы, машина – машины, лимон – лимоны, шкаф – шкафы, стол – столы, шар – шары, тыква – тыквы, кот – коты, зонт – зонты, ягода — ягоды, дуб – дубы, зуб – зубы, банан – бананы, двор — дворы, забор — заборы, комар — комары, топор — топоры.

- А теперь давайте вместе пропоем звук ы; - громко, тихо, кратко, длинно.

Дыхательная гимнастика

-Вокруг себя обернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в березы. Дует сильный ветер «Ы-Ы-Ы», раскачивая деревья, низким голосом протягивайте звук. Ветерок стих, стал легким (высоким голосом). Повторить.

- Выходите на ковер, встаньте все в круг. Посмотрите, у нас на ковре лежат карточки. Каждый берет одну карточку. Девочки берут карточку с одним предметом, а мальчики - где много предметов (играет музыка). Все нашли? Давайте проверим. Посмотрите, все ли правильно? Девочки назовите свои предметы, а сейчас мальчики называют громко свои предметы. Какой звук повторился много раз? Да, звук Ы.

-Проходите за столы. Сядьте ровно, выпрямите спины. Давайте вспомним слова со звуком Ы, которые называли мальчики.

Упражнение в словоизменении, выделении последнего звука в слове:

Шла коза,

Навстречу – … (козы).

Здесь – берёза,

Там – … (берёзы,

Рядом дуб,

А с ним – … (дубы)

Нету слов на букву … (ы)

-Звук Ы у нас особенный. Он никогда не бывает первым, всегда находится в середине, или в конце слова.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

- Губы открыты или смыкаются? (открыты).

- Зубы открыты или смыкаются? (открыты).

- Где находится язык? (он лежит на дне рта).

- Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (нет).

4. Произношение звука «Ы» в словосочетаниях, предложениях. Словообразование.

-Ребята какие бывают часы: на руках… (наручные, на стене… (настенные, на улице… (уличные, на столе… (настольные). Машины тоже бывают разные. Одни стирают, значит это… (стиральные машины). На других шьют, значит это… (швейные машины). Убирают улицы… (уборочные машины, перевозят грузы… (грузовые машины).

5. Образование существительных множественного числа.

- У соседей сад, у звука [ы] – сады (пример, говорит воспитатель, далее множественное число образуют дети).

- У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды.

- У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы.

- На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы, не овца, а (овцы, не коза, а (козы).

- И дома у звука [ы] не комната, а (комнаты, не диван, а (диваны).

- Интересно, ребята, только появился звук [ы] в конце слова, предметов стало больше.

-Попробуем нарисовать букву в воздухе: начинаем сверху, движемся вниз, делаем круг, рядом рисуем палочку сверху вниз. Молодцы. Повторим.

6. Динамическая пауза.

-Немного отдохнем.

Тыр-пыр, восемь дыр, (хлопать в ладоши)

В каждой дырке - целый мир, (сделать руками большой круг)

В каждом мире - вкусный сыр, (погладить себя по животу)

В каждом сыре - восемь дыр. (попрыгать на месте)

-Повторим.

7. Способствовать четкому произношению звука "Ы" в словах.

-Ребята отгадайте загадки:

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я,

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло).

Деревянных два коня

Вихрем мчат с горы меня.

У коней обычай свой:

Летом спят, бегут зимой. (Лыжи).

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (Цветы).

Вильнет хвостом туда-сюда

И нет ее, и нет следа. (Рыба).

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки. (Мышка).

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес

-И исчез. (Дым)

8. Заучивание стихотворения М. Мышковской.

Мышка мыла

мылом нос,

Мыла уши,

мыла хвост,

Мыла так,

что стала белой,

И от счастья

мыло съела.

вопросы:

Что и чем мыла мышка?

(Мышка мыла мылом нос, мыла уши, мыла хвост).

Как она все это мыла и что с ней стало?

(Мыла так, что стала белой, и от счастья мыло съела).

- Буква ы всегда маленького роста, живет она на шестом этаже, в квартире № 6 (размещение буквы на панно).

Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя не встречают преграду? (Гласные). Каким условным цветом обозначаем гласный звук? (Красным). Ребята вам понравилось занятие? Вы все молодцы!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Звук [ы] и буква ы» »

Тема: Знакомство с рассказом Н. Носова «Живая шляпа».

Цель: Учить детей понимать юмор ситуации; уточнить представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличие от других литературных жанров; учить детей придумывать продолжение и окончание рассказа.

Материал: Лист бумаги, разделенный на три части, на каждого ребенка, цветные карандаши, иллюстрированная книга Н. Носова «Живая шляпа».

Ход занятия:

   1).       Воспитателем зачитывается отрывок из любого стихотворения; затем отрывок  РНС «Колобок», выясняется, чем эти произведения отличаются друг от друга. Происходит  закрепление понятий литературных жанров, сказка и стихотворение. Стихотворение пишет поэт, оно состоит из коротких строчек, которые содержат рифму. А сказка написана либо писателем, либо народом. В сказке происходят чудеса, есть наличие сказочных животных, персонажей. В сказке есть зачин, начало: «Жили - были»,  «В тридесятом царстве» и т.д., также есть не обычная концовка: «Стали они жить – поживать и добра наживать», «Кто слушал - молодец , тут и сказочки – конец» и т.д..

     На  этом занятии дети знакомятся с рассказом, еще один литературный жанр. Рассказ – это история, которая произошла в жизни на самом деле, или могла произойти бы. Рассказ пишет писатель, в рассказе нет чудес, сказочных выражений и персонажей, в рассказах животные не разговаривают и не ведут себя, как в сказках.

2). Воспитатель зачитывает рассказ Н. Носова «Живая шляпа», рассматриваются иллюстрации  книги. После чтения проводится беседа о прочитанном,   дети отвечают на вопросы: - Кто главные герои? – Смешная ли эта история? – Что вам показалось самым смешным? – Почему мальчики подумали, что шляпа живая? – Расскажите, как мальчики испугались. – Как они узнали секрет шляпы?- Рассказ называется «Живая шляпа», как  по-другому можно назвать этот рассказ?

3).Физкультминутка «Снежки».

Представляем, что мы сейчас на улице, выпал первый снежок. Нам захотелось поиграть в снежки, вспомним, как ребята из рассказа «обстреливали» шляпу картошкой, постараемся это представить. Выполняются движения – наклон, сбор снега руками, лепка снежка, бросок, исходное положение. (3 раза).

4).  Знакомство детей с композицией рассказа.

В каждом произведении, (стихотворение, сказка, рассказ), есть своя композиция, как бы схема построения – начало, середина, конец. Воспитатель обращает внимание детей на лист бумаги, разделенный на три части. Воспитатель приводит пример на РНС «Колобок». В первой части листа – рисуем колобок на блюдечке (испекли, остывает). Во второй части листа – рисуем  лес, тропинку на ней колобок (он отправился  путешествовать). В третьей части – рисуем  мордочку лисы, колобок сидит на носу (колобок исполняет свою песенку в последний раз).

Воспитатель с детьми разбирают  композицию рассказа  Н. Носова «Живая шляпа» - начало, середина, конец. Детям предлагается самостоятельно  назвать части композиции и изобразить на листе. После самостоятельной работы детей, делается анализ совместно с воспитателем на доске.

В первой части листа – рисуем шляпу, лежащую на комоде, кот, сидящий на полу, летающую муху. Во второй части листа – рисуем шляпу, из--под которой торчит  кошачий хвост. В третьей части – рисуем  кота, перевернутую шляпу, разбросанную картошку на полу. (Вариант, представленный воспитателем не обязателен, у детей может быть свой. Проверяется правильность последовательности частей композиции.)

5).Предлагается новое задание детям – «Придумайте  окончание рассказа».

Воспитатель зачитывает начало и середину рассказа: «Однажды летом, дети пошли в лес собирать ягоды. День был солнечный. Нашли полянку, на ней было ягод видимо - невидимо. Бросились дети собирать их: кто в рот, кто в кувшин, кто в корзинку, кто в ведерко. Много ягод собрали. Устали, решили отдохнуть. Сели под кустик перекусить, тем ,что принесли с собой, кто чай в термосе, бутерброды, кто сок с печеньем. Перекусили и легли на травку. И вдруг……».  Что случилось  дальше, и чем закончилась эта история, предлагается придумать детям. Напоминается, что нужно придумать окончание рассказа, а не сказки. Выслушивается 2-3 варианта окончания рассказа детей, если возникли трудности, воспитатель помогает.

6). Вывод:  Вспомнить рассказ, с которым мы сегодня знакомились, писателя, о чем содержание произведения. Чем отличается рассказ от сказки, от стиха? Каждое литературное произведение имеет композицию, строение – начало, середину и конец.

Спрашивается, понравилось ли занятие детям.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Звук [ы] и буква ы»

Автор: Сафонова Ольга Николаевна

Дата: 24.06.2015

Номер свидетельства: 221235

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока на тему: "Буква ё. Звуки буквы ё. Написание слогов и слов с буквой ё"."
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-na-tiemu-bukva-io-zvuki-bukvy-io-napisaniie-sloghov-i-slov-s-bukvoi-io"
    ["file_id"] => string(6) "252187"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447341743"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "ЗВУКИ [Ч’], [Щ'] – ВСЕГДА МЯГКИЕ, ГЛУХИЕ ЗВУКИ.  БУКВЫ Чч, Щщ. Время: часы. "
    ["seo_title"] => string(79) "zvuki-ch-shch-vsiegda-miagkiie-glukhiie-zvuki-bukvy-chch-shchshch-vriemia-chasy"
    ["file_id"] => string(6) "209570"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431236801"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока на тему "Обозначение парных согласных звуков буквами на конце слова" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-na-tiemu-oboznachieniie-parnykh-soghlasnykh-zvukov-bukvami-na-kontsie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "183407"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425852182"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Тесты . Русская  грамота. Тема. « Звуки.  Буквы.» "
    ["seo_title"] => string(42) "tiesty-russkaia-ghramota-tiema-zvuki-bukvy"
    ["file_id"] => string(6) "168819"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1423306334"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Звук, буква, слог"
    ["seo_title"] => string(16) "zvuk-bukva-slogh"
    ["file_id"] => string(6) "290197"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454931451"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства