Дифференциация Г – К в словах
Цель: развитие умения различать звуки и буквы г-к устно и на письме.
Ход занятия:
I. Повторение.
- Ребята, давайте вспомним, что такое звук и буква.
(Звуки произносим и слышим, а буквы видим и пишем)
II. Знакомство с темой
Послушайте стихотворение С.Погореловского «Как Мишка деда рассердил». А потом ответите на вопрос: В чем заключалась ошибка Миши?
Пишет Миша – Михаил:
«Дед Герасим гол забил».
Все читают, восклицают:
- Ай да старый, гол забил!
Дать во все газеты
Дедовы портреты!
- Нет, - сказал сердито дед, -
Мишкин дайте в них портрет!
Писал диктант он в школе,
А думал о футболе.
Оттого – то КОЛ
Превратился в ГОЛ,
И за этот ГОЛ
Получил он КОЛ!
- В чем заключалась ошибка Миши?
- Какие два значения имеет слово КОЛ?
- Назовите первые звуки в словах - КОЛ, ГОЛ.
- Что общего в этих звуках (звуки К, Г – согласные)
- Чем различаются эти звуки? (звук г – звонкий, а к - глухой)
III. Закрепление.
Соотнести звуки с буквами к, г
Задание: найдите букву, соответствующую звуку [к]; найдите букву, соответствующую звуку [г].
Игра «Доскажи словечко». Подними соответствующую букву.
Я услышал: у ворот
Замяукал громко … (кот)
Вышел суп совсем не плох
В нем картофель и … (горох)
Почему же Ким веселый?
Он идет сегодня в … (школу)
Бегать быстро я могу
И по улице … (бегу)
Утром к реке по чудесной дороге
Быстро бегут загорелые …(ноги)
Для больного человека
Нужен врач, нужна …(аптека)
Идут морозные деньки
Нужны нам лыжи и …(коньки)
Свой железный язычок
Прячу я под колпачок
Созываю на урок
А зовут меня…(звонок)
Игра «Один - много» с перебрасыванием мяча.
Задание: изменить слова так, чтобы после согласного г или к появился гласный.
Утюг-… молоток-…
Листок-… берег-…
Овраг-… сапог-…
Галстук-… клубок-…
Работа в тетради по карточкам
Задание: Допишите недостающую в словах букву
г или
к. В скобках напишите проверочное слово.
Сне..., кула..., пау..., столби..., замо..., пиджа..., каблу..., шлан...,
зна..., рыно..., клубо..., вра…
IV. Физминутка.
-как живешь? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают
-как плывешь? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают
-как бежишь? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают
-в даль глядишь? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают
-ждешь обед? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают
-машешь в след? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают
-ночью спишь? Дети отвечают: «Вот так!» и показывают
-а шалишь?… Дети отвечают: «Вот так!» и показывают
Работа по карточкам
Слоговой состав.
Задание: Разложи картинки под цифрами 1,2,3 в зависимости от количества слогов в слове. Запиши слова в 3 столбика.
Перечень картинок: гитара, гвоздь, глаз, компас, кот, гуси, клубок, косы, горох, грабли, капуста, собака, носки, голубь.
V. Домашнее задание
Задание: Разгадайте кроссворд. Обязательное условие: подбирать слова только те, в названии которых есть звук г или к.
По вертикали: 1. Книги, по которым учатся дети.
По горизонтали: 2. То, что остается после сгорания дров.
3. Весенняя птица.
4. Мужское имя.
5. Ракообразный обитатель моря.
6. То, что вдевают в иголку.
7. Вид обуви.
8. Аккуратно смотанные нитки.
9. Вид сельскохозяйственного инвентаря.
VI. Итог.
-какие буквы различали на письме?
-как проверить сомнительную согласную в конце слова?