Цель: тренировать учащихся в умении дифференцировать в речи звуки [С] и [З]. Конспект занятия
Тема: «Дифференциация звуков [С] и [З]». Задачи: закрепить правильную артикуляцию звуков [С – З ], умение выделять на слух данные звуки в слогах, словах, фразах; - развивать фонематическое восприятие; - активизировать активный словарь учеников в самостоятельной речи; - выработка и закрепление навыков самоконтроля; - развивать слуховое восприятие; - воспитывать чувство товарищества и уважения к сопернику.
Оборудование: Зеркало, экран, тренажер речевой «АкФон» («Унитон-тр»), прибор «И-2М», компьютер, компьютерная презентация «Соня и Зоя соревнуются»
Ход урока.
I. Организационный момент. Поздоровайтесь. (ученики здороваются) Здравствуйте. Как вы слышите? (ученики отвечают) Я слышу … Сегодня у нас необычный урок. Какой урок? Урок – соревнование, где вы будете соревноваться. Учитель предлагает ученикам контролировать речь друг друга, следить за произношением звуков [С] и [З] в слогах, словах и фразах. Лариса будет внимательно слушать, выделять и правильно произносить Сонин звук [C], а Оля Зоин звук [З]. За правильно выполненное задание будете получать фишки. В конце нашего соревнования подведём итоги. II. Характеристика и сравнение звуков. 1.Различайте в произношении звуки [С] и [З] (слайд 2). Сравните звуки [С] и [З]. Чем отличаются звуки [С] и [З]? Послушайте, как учитель произносит звуки [С] и [З]. Произнесите протяжно звуки [С] и [З]. С___________ З___________ Проверьте при помощи прибора «И – 2М» и виброскопа, правильно ли вы произносите звуки [С] и [З]. Ученицы уточняют и сопоставляют артикуляцию данных звуков с опорой на прибор «И – 2М» и виброскоп. Указывают сходство и различие звуков [С] и [З]. 2.Произнесите правильно звуки [С] и [З] (слайд 3). Вспомните, как качают насосы большой (громко), маленький (тихо) (с-с-с), как выходит воздух (сссс). Далеко (тихо) летит комарик (зззз), теперь ближе, ближе, совсем близко подлетел (громко). Ученики правильно произносят по очереди свои звуки протяжно и кратко, громко и тихо. III. Развитие фонематического восприятия. 1.Произнесите правильно звуки [С] и [З] в слогах и словах (слайд 4). Составьте и произнесите слоги со своими звуками. Ученики составляют слоги и произносят в микрофон. Девочки слушают речь друг друга повторяют и контролируют произношение звуков [С] и [З]. 2.Поднимите руку, услышав сначала слоги со звукам [C], со звуком [З], а потом слова с этими звуками. Учащиеся внимательно слушают речь учителя и повторяют слоги и слова со своим звуком. За каждый правильно услышанный слог и слово получают фишки. IV. Дифференциация произношения звуков [С] и [З]. 1. Прочитайте выразительно (слайд 5). Прочитайте в микрофон сочетание слогов сначала со звуком [С], а потом со звуком [З]. Произнесите слоги протяжно и кратко. Лариса читает слоги со звуком [С], а Оля воспринимает на слух и повторяет слоги за Ларисой и наоборот. Получают фишки. 2. Игра «Выбери звук» (слайд 6). Из этих слов исчезли звуки [С] и [З] помогите Сони и Зои найти нужные звуки. Лариса послушай, как говорит Оля, и повтори тихим, нормальным, громким голосом. Ученицы выполняют задание и контролируют произношение друг друга. За правильное выполнение получают фишки. 3.Игра «Составь имена» (слайд 7). Помогите составить имена друзей Сони и Зои. Произнесите каждое имя слитно и по слогам. Голосом выделите ударный слог в слове? Лариса составляет имена друзей Сони, Оля слушает эти имена, повторяет и наоборот. Получают фишки. 4. Игра «Игрушки»(слайд 8). Какие игрушки подарили Зое, какие Соне? Каждое слово произнесите в микрофон. Проверьте, как произносите звуки [С] и [З] – с голосом или без голоса. При проверке используйте прибор «И – 2М» Разделите слова на слоги, ответьте, сколько слогов в каждом слоге. Ученицы называют игрушки Сони и Зои, контролируя в произношении данные звуки. 5.Прочитайте и отгадайте загадки (слайд 9). Послушайте, как учитель читает загадку. Повторите. Запомните. Скажите, какую загадку загадала Соня, а какую Зоя? Ученицы слушают загадки, повторяют и загадывают друг другу. Объясняют, какую загадку загадала Соня, а какую Зоя. 6.Послушайте и прочитайте текст (слайд 10). Послушайте, рассказ о Соне и Зое. Повторите за учителем по предложениям. Скажите полный ответ на вопросы. Перескажите, что запомнили. Назовите слова со звуком [С], а потом со звуком [З]. Текст целиком читается учителем, ученицы воспринимают его на слух. После первого и второго предъявления ученицы говорят, что они услышали. В процессе работы исправляется речь учениц по образцу товарища или учителя: «Послушай (те), как нужно сказать». Выполняют задания по тексту. Ученики слушают ответы друг друга и их оценивают. Ты говоришь плохо. Я не понимаю. Теперь лучше. Получают фишки.
IV. Итог. Какие звуки вы учились различать на занятии? Звуки [С] и [З]. Считаем, кто набрал больше фишек. Подводят итоги соревнования. Вы занимались хорошо. Мы занимались хорошо. Мне понравилось, как вы занимались. Вам понравилось, как мы занимались. До свидания. До свидания.
* - Подчеркнутый речевой материал предлагается учащемуся на слух.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема: «Дифференциация звуков [С] и [З]». Цель: тренировать учащихся в умении дифференцировать в речи звуки [С] и [З]. Задачи: закрепить правильную артикуляцию звуков [С – З ], умение выделять на слух данные звуки в слогах, словах, фразах; - развивать фонематическое восприятие; - активизировать активный словарь учеников в самостоятельной речи; - выработка и закрепление навыков самоконтроля; - развивать слуховое восприятие; - воспитывать чувство товарищества и уважения к сопернику.
Оборудование: Зеркало, экран, тренажер речевой «АкФон» («Унитон-тр»), прибор «И-2М», компьютер, компьютерная презентация «Соня и Зоя соревнуются»
Ход урока.
I. Организационный момент. Поздоровайтесь. (ученики здороваются) Здравствуйте. Как вы слышите? (ученики отвечают) Я слышу … Сегодня у нас необычный урок. Какой урок? Урок – соревнование, где вы будете соревноваться. Учитель предлагает ученикам контролировать речь друг друга, следить за произношением звуков [С] и [З] в слогах, словах и фразах. Лариса будет внимательно слушать, выделять и правильно произносить Сонин звук [C], а Оля Зоин звук [З]. За правильно выполненное задание будете получать фишки. В конце нашего соревнования подведём итоги. II. Характеристика и сравнение звуков. 1.Различайте в произношении звуки [С] и [З] (слайд 2). Сравните звуки [С] и [З]. Чем отличаются звуки [С] и [З]? Послушайте,как учитель произносит звуки [С] и [З].Произнесите протяжно звуки [С] и [З]. С___________ З___________ Проверьте при помощи прибора «И – 2М» и виброскопа, правильно ли вы произносите звуки [С] и [З]. Ученицы уточняют и сопоставляют артикуляцию данных звуков с опорой на прибор «И – 2М» и виброскоп. Указывают сходство и различие звуков [С] и [З]. 2.Произнесите правильно звуки [С] и [З] (слайд 3). Вспомните, как качают насосы большой (громко), маленький (тихо) (с-с-с), как выходит воздух (сссс). Далеко (тихо) летит комарик (зззз), теперь ближе, ближе, совсем близко подлетел (громко). Ученики правильно произносят по очереди свои звуки протяжно и кратко, громко и тихо.III. Развитие фонематического восприятия. 1.Произнесите правильно звуки [С] и [З] в слогах и словах (слайд 4). Составьте и произнесите слоги со своими звуками. Ученики составляют слоги и произносят в микрофон. Девочки слушают речь друг друга повторяют и контролируют произношение звуков [С] и [З]. 2.Поднимите руку, услышав сначала слоги со звукам [C], со звуком [З], а потом слова с этими звуками. Учащиеся внимательно слушают речь учителя и повторяют слоги и слова со своим звуком. За каждый правильно услышанный слог и слово получают фишки. IV. Дифференциация произношения звуков [С] и [З]. 1. Прочитайте выразительно (слайд 5). Прочитайте в микрофон сочетание слогов сначала со звуком [С], а потом со звуком [З]. Произнесите слоги протяжно и кратко. Лариса читает слоги со звуком [С], а Оля воспринимает на слух и повторяет слоги за Ларисой и наоборот. Получают фишки. 2. Игра «Выбери звук» (слайд 6).Из этих слов исчезли звуки [С] и [З] помогите Сони и Зои найти нужные звуки. Лариса послушай, как говорит Оля, и повтори тихим, нормальным, громким голосом. Ученицы выполняют задание и контролируют произношение друг друга. За правильное выполнение получают фишки. 3.Игра «Составь имена» (слайд 7). Помогите составить имена друзей Сони и Зои. Произнесите каждое имя слитно и по слогам. Голосом выделите ударный слог в слове? Лариса составляет имена друзей Сони, Оля слушает эти имена, повторяет и наоборот. Получают фишки. 4.Игра «Игрушки»(слайд 8). Какие игрушки подарили Зое, какие Соне? Каждое слово произнесите в микрофон. Проверьте, как произносите звуки [С] и [З] – с голосом или без голоса. При проверке используйте прибор «И – 2М» Разделите слова на слоги, ответьте, сколько слогов в каждом слоге.Ученицы называют игрушки Сони и Зои, контролируя в произношении данные звуки. 5.Прочитайте и отгадайте загадки (слайд 9).Послушайте, как учитель читает загадку. Повторите. Запомните. Скажите, какую загадку загадала Соня, а какую Зоя? Ученицы слушают загадки, повторяют и загадывают друг другу. Объясняют, какую загадку загадала Соня, а какую Зоя. 6.Послушайте и прочитайте текст (слайд 10). Послушайте, рассказ о Соне и Зое. Повторите за учителем по предложениям. Скажите полный ответ на вопросы. Перескажите, что запомнили. Назовите слова со звуком [С], а потом со звуком [З]. Текст целиком читается учителем, ученицы воспринимают его на слух. После первого и второго предъявления ученицы говорят, что они услышали. В процессе работы исправляется речь учениц по образцу товарища или учителя: «Послушай (те), как нужно сказать». Выполняют задания по тексту. Ученики слушают ответы друг друга и их оценивают. Ты говоришь плохо. Я не понимаю. Теперь лучше. Получают фишки.
IV. Итог. Какие звуки вы учились различать на занятии?Звуки [С] и [З]. Считаем, кто набрал больше фишек. Подводят итоги соревнования. Вы занимались хорошо. Мы занимались хорошо. Мне понравилось, как вы занимались. Вам понравилось, как мы занимались. До свидания.. До свидания.
* - Подчеркнутый речевой материал предлагается учащемуся на слух.