Конспект занятия
по подготовке будущих первоклассников к школе
по теме : « Дифференциация звуков и букв С-Ш»
Подготовила:
Молодид Ирина Владимировна
учитель- логопед МАОУ СОШ №28,
г. Балаково,Саратовской области
Тема: «Дифференциация звуков и букв С-Ш»
Лексическая тема: « Профессии»
Предмет (направленность): внеурочная деятельность.
Возраст детей: 6-7 лет.
Место проведения: класс.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
формировать умение различать звуки с- ш по акустическим и артикуляционным признакам;
активизировать словарный запас по теме «Транспорт»
упражнять в согласовании прилагательного с существительным в роде, в образовании родительного падежа мн. числа;
составлять предложения из данных слов;
Коррекционно - развивающие:
совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов;
развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма речи; улучшение зрительного восприятия, пространственных ориентировок;
Коррекционно - воспитатетельные:
воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, взаимопомощи.
Оборудование: кукла, символы звуков [с] и [ш], карточки со стрелками вверх и вниз, картинки на звуки [c], [ш], карточки со словами с пропусками букв, веера с согласными буквами, сигналы-настроения, зеркала.
Ход занятия
I. Организационный момент.
-
Сегодня у нас гости. Поприветствуйте их. А теперь возьмите сигналы настроения и покажите, какое вас настроение. Прекрасно, у всех хорошее настроение! А теперь улыбнитесь друг другу.
II. Сообщение темы занятия.
- Отгадайте загадки. Доскажите словечко!
Очень быстро в небе мчится
Удивительная птица. Ввысь летит на ней пилот.
Что за птица? (Самолет)
Перед домом на дороге
Ждет давно она подмоги
Не залили в бак бензина -
Не поехала … (машина).
Он грохочет и гудит,
Вдаль по рельсам быстро мчит.
Много у него колес.
Что же это? (Тепловоз)
- Как назвать одним словом отгадки? (Транспорт)
-Какие виды транспорта вы знаете? (наземный, воздушный, водный, подземный)
-Назовите воздушный, водный транспорт.
-К нам пришла гостья.
-
Ее имя вы узнаете, если назовёте первые звуки слов: сумка, апельсин, шина,астра). Узнали? Правильно — Саша.
-
-Скажите, какие согласные вы слышите в имени Саша? [с], [ш]
-
Кто может назвать тему занятия, какие звуки мы будем изучать?
-
Сегодня мы будем учиться четко произносить звуки [с ]и [ш], находить их в словах, различать на слух. Научим Сашу.
-
Я предлагаю вам поехать на прогулку на автобусе. Подкачаем немного шины: ш-ш-ш. В дороге мы будем играть.
-
Заводим мотор и с ветерком помчимся. Ветер свистит в окнах: с-с-с.
1. Артикуляция звуков.
-
Давайте покажем Саше, как правильно нужно произносить звуки.
-
Возьмите зеркала и произнесите звук [c]. Где язычок? Внизу. Покажем рукой вниз. Воздушная струя холодная. Губы в улыбке.
-
Теперь произнесем звук [ ш]. Язычок вверху, покажем рукой вверх. Воздушная струя теплая. Губы «хоботком».
-
Чем похожи эти звуки? Согласные, глухие, парные.
-
Чем отличаются? Свистящий — шипящий, мягкий- только твердый.
-
Произнесите по схеме звуки: стрелочки вверх- вниз, дети читают.
2. Дифференциация звуков на слух и в произношении:
-
Произнесите чистоговорки:
Са-са-са- вот летит оса (язык внизу, помогаем рукой)
Ша-ша-ша- наша Маша хороша (язык вверху, рука направлена вверх)
Усложненный вариант: са - ша- са- в лесу бегает лиса.
шу -су- шу- я письмо тебе пишу.
-
Молодцы. Едем дальше. Смотрите в окно и называйте предметы, в которых есть звуки[с] и [ш]. Скажите, где стоит звук: в начале, в середине
или в конце слова. (песок, санки, камыш, школа, соска, троллейбус).
Дидактическая игра «Измени слово»
-
Замените звук: са -ша, ши-сы. ста- шта, сма- шма.
сутки-шутки
миска-мишка
каска- кашка
маска- Машка
-
А сейчас мы с вами пойдем в магазин. Вы можете купить игрушки в которых есть звуки[ с] [ ш]. Кто больше успеет купить!
-
Похвалитесь своими игрушками. (шкаф, шашки,шахматы, машина, груша, кукушка;
санки, сумка, маска, скакалка, кот в сапогах, собака;)
3. Согласование существительного и прилагательного в роде.
-
О чем можно сказать большой, большое, большая?
-
Большой шкаф, большая машина, большое яблоко.
-
Я назову один предмет, а вы много ( Шкаф-шкафы-шкафов, совок-совки-совков, карандаш-карандаши-карандашей).
4. Физминутка
Под песенку «Мы едем, едем, едем в далекие края.» дети выполняют движения.
5.« Пропала буква» Работа с веерами букв.
-Какая буква пропала в слове? Просигнальте нужной буквой.
.умка,.апка, камы., автобу., ма.ина, поду.ка, ду., капу.та.
6. «Какая буква заблудилась?»
« На глазах у детворы крысу красят маляры»
«Горько плачет бедный шарик, улетел воздушный Гарик»
7. Составьте предложения с заданными словами:
Шкаф, вешать Миша шубу. Кушетка, на, отдыхать,дедушка.
8. Конкурс скороговорок.
Шишки на сосне, шашки на столе.
Саша шапкой шишку сшиб.
Шапка да шубка — вот весь мишутка.
У нашей Иришки сладкие ириски.
Мишка ест из миски.
III. Итог
С какими звуками мы сегодня познакомились?
Кто к нам приходил в гости? (Саша)
Саша научилась правильно произносить звуки [с ] и[ш]
Что бы вы хотели еще узнать о звуках?
Поднимите свои сигналы настроения. Я вижу, что вы уходите с занятия с хорошим настроением.