Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"»
Конспект логопедического занятия
Группа обучающихся 2 класса с нарушением письма и чтения, обусловленное ФФНР
Тема: Дифференциация звуков [Ч - Ц] и букв «Ц-Ч»
Задачи:
образовательная: учить различать звуки [Ч - Ц] в произношении и буквы «Ц-Ч» на письме в слогах, словах словосочетаниях и предложениях;
закрепить правило написания «ча», «ща»; упражнять в согласовании существительных с прилагательными.
развивающая: развивать фонематический слух и восприятие, тактильную чувствительность, грамматический строй речи, связную речь, зрительное восприятие, моторную координацию, оптико – пространственные представления, внимание, память, общую и мелкую моторику;
воспитательная: воспитывать навык работы в команде, доброжелательность и стремление помогать друг другу.
Оборудование: индивидуальные зеркала,морской камень,предметные картинки, таблицы «Характеристика звуков», карточки с наждачной и бархатной бумагой, таблица с предметными картинками (на экране) индивидуальные карточки, серия сюжетных картинок (на экране), мешочки «Помощники.
Ход занятия
I. Организационный момент
1. Приветствие.
2. Упражнение «Добро камень греет»
(Возьмем камень в ладошки и нагреем добрыми, а значит теплыми словами).
II. Основная часть
1. Кинезиологическая разминка
Повторение скороговорки с движением рук.
Бегают 3 курицы прямо по улице, а 4 курочки по переулочку.
Кто повторил, садится и записывает число. В ожидании других детей, делает зрительную гимнастику с использованием офтальмотренажера В.Ф.Базарного).
2. Введение в тему занятия.
- Какие звуки встречались в скороговорки чаще всего? (Ч-Ц).
3. Сравнение звуков Ч – Ц по произношению (индивидуальные зеркала)
9. Взять голубую карточку (выполнить задание на карточке, переписать в тетрадь). Перед письменной работой вспомнить правило написания ЧА, ЩА
Спишите слова, добавляя слоги ЦА, ЧА
Ту .. .. сы
Ули … .. пля
Ли .. .. родей
Све .. .. ревна
Ов .. .. совня
Зада .. .. .. инка
(красные слова – дополнительное задание)
- Прочитайте слова, объясните значение подчеркнутого на вашей карточке слова.
10. Д/упражнение «Вспомни записанное слово, добавь прилагательное и передай другу,»
(с перекидыванием зернового мешочка).
Посмотри на экран
11. Д/упражнение «Объясни слово так, чтобы тебя поняли»
Дети по очереди составляют описательный рассказ своей картинки, остальные отгадывают и записывают в 2 столбика в тетрадь. Картинки выставляется на магнитной доске (цапля яйцо чашка, чайник, цыплёнок, печка)
12. Составление слов из частей.
- Возьмите зеленую карточку, внимательно прочитайте задание и выполните его в тетради.
Подумай, как правильно расставить слоги, чтобы получились слова
Огур…
ленточ..
коло…
леди..
тапоч..
__________________________
ка, ки, дец, чик, нец
- Сколько слогов в каждом слове?
- Выполните звуковой анализ слова на выбор (кто затрудняется, пользуется звуковыми фишками).
- Закройте тетрадь. Посмотрите на экран (таблица с предметными картинками). Вспомните, какие слова, изображенные на картинках вы записали?
Физ.минутка. Мозжечковая стимуляция.
а)Проба Ромберга (ноги «пятка к носку» на одной линии, встать на носочки, руки вытянуты вперед, пальцы «веером») с проговариванием скороговорки:
Бегают 3 курицы прямо по улице, а 4 курочки по переулочку.
б) Упражнение «Радуга» (перекидывание зернового мешочка из правой руки – в левую и наоборот с проговариванием скороговорки)
13. Взять желтую карточку (выполнить задание на карточке без переписывания в тетрадь).
Составить словосочетания из слов левого и правого столбик. Соединить стрелками.
Улица целый
кирпич чистая
солнце ключевая
перец лучистое
водица черный
- На какой вопрос отвечают прилагательные? Задайте вопрос другу. Я первая: Саша, ответь пожалуйста, улица какая? ( Кирпич, солнце, источник водица) Перевернуть карточку. Вспомнить словосочетание и продиктовать одноклассникам (по очереди).
14. Смысловая разминка: У птицы крылья, а у человека … (руки).
У зверя морда, а у человека … (лицо).
У машины мотор, а у человека … (сердце).
У конфеты фантик, а у человека …(одежда).
У дерева ствол, а у человека … (туловище)
15. Предложение рассыпалось.
Работа в паре.
Собери и запиши предложение.
учиться. школе, Мне, в, нравиться.
Я, всегда, хорошие, хочу, оценки, получать.
Книга -, друг, лучший, мой.
- Какие слова пишутся не так, как говорятся ( нравиться, учиться, ).
16. Работа с текстом.
Запишите название. Прочитайте текст. Найдите ответ на вопрос (индивидуальная карточка). Запишите свое предложение. Выполните задание:
- Подчеркните буквы Ц-Ч,
- Найдите и обведите в кружок предлог.
- Посмотрите на сюжетную картинку и озвучьте ее своим предложением.
- Вы сейчас дружно пересказали рассказ по сюжетным картинкам. У вас здорово это получилось!
III. Заключительная часть.
Рефлексия
- Что понравилось сегодня на занятии?
- Какие задания вызывали трудности?
- Если к вам обратятся ребята из 1 класса с просьбой научить их различать буквы Ч и Щ, как вы это сделаете?
- Уходит тот, кто пройдет по линии на носочках и проговорит скороговорку.
Бегают 3 курицы прямо по улице, а 4 курочки по переулочку.