ГБОУ ШКОЛА №1282 «СОКОЛЬНИКИ»
ТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:
ПАРНЫЕ ПО ГЛУХОСТИ И ЗВОНКОСТИ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [К] – [Г].
2 класс
Учитель-логопед
Акатова Наталия Николаевна
Москва
ЦЕЛИ: учить различать глухие и звонкие согласные, развивать фонематическое восприятие, внимание, развить речеслуховую память, обогащать словарный запас.
ЗАДАЧИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: продолжать закреплять изученный материал по теме дифференциации глухих и звонких звуков и букв [К] и [Г], воспроизводить и применять полученные знания.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать речемыслительную деятельность, фонематический слух, звуко-буквенный анализ и синтез, тактильные ощущения работы голосовых складок, дифференциацию звуков в слогах и словах, четко формулировать учебные высказывания.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать самостоятельность, выдержку, аккуратность.
ОБОРУДОВАНИЕ: тетради, карточки, картинки, фишки, эспандеры.
ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Сядет тот, кто отгадает загадку и выделит первый согласный звук, стоящий в начале слова.
1)Семьдесят одежек, а все без застежек. (Капуста)
2)Летела птица, не крылата, не перната,
Носик долгий, голос тонкий.
Кто ее убьет, тот кровь прольет. (Комар)
3)И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы)
4)Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать. (Градусник)
Логопед. О каких согласных звуках мы будем с вами говорить? (О согласных звуках [К] и [Г]).
2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ.
Тема занятия: «Звуки и буквы [К] и [Г]».
- Поставьте перед собой зеркала и произнесите звук [К], наблюдая за собой в зеркало.
Обратите внимание: при произношении кончик языка слегка отодвинут от передних зубов. Спинка языка высоко поднимается горкой в глубине рта и выдыхаемый воздух «взрывом» разрушает эту преграду, звук не тянется. Значит, это какой звук? (Согласный).
Положите руку на горло, звенит колокольчик в горле при произнесении звука [К]? (Не звенит). С голосом или без голоса произносится этот звук? (Этот звук произносится без голоса). А как называются звуки, которые произносятся без голоса? (Глухие).
Положите руку на горло, звенит колокольчик в горле при произнесении звука [Г]? (Звенит). С голосом или без голоса произносится этот звук? (Этот звук произносится с голосом). А как называются звуки, которые произносятся с голосом? (Звонкие).
Посмотрите одинаковое ли положение языка и губ, когда вы произносите эти звуки? (Да).
3. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ и ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.
- Работа в тетрадях. Запишите число.
Я называю слог с глухим согласным, а вы слог со звонким согласным:
ка - га
ко – го
кы – гы
А теперь наоборот, я называю слог со звонким звуком, а вы с глухим:
ага – ака
угу – уку
аги – аки
- Я называю слово, а вы заменяете звук [К] на звук [Г].
крот - грот деньки - деньги
Сравните слова и скажите, чем они похожи и чем различаются по звучанию и значению. Запишите пары слов по памяти. (Самопроверка).
- Прослушайте слова. Когда услышите слова со звуком [Г] или [К], поднимите карточку с соответствующими буквами, если услышите слово, в котором два изучаемых звука, поднимите карточку с двумя буквами. Определите наличие и место звука в слове (по цифровому ряду).
Попугай, глубина, круги, мышка, лягушка, кактус,
- Посмотрите внимательно на доску, вы видите несколько картинок
(рука, нога, губы, косы)
Назовите в названии какой картинки есть звук [К], какой он по счету?
Положите столько квадратов, сколько звуков в слове. Обозначьте гласные. Разделите слово на слоги. Обозначьте согласные. Какой слог ударный? Запишите в тетради.
4.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
а) Упражнения с резиновыми кольцами:
Руки опущены вниз- правой рукой сжимать кольцо на счет раз, два, три, четыре, пять. Затем левой рукой - сжимать кольцо на счет раз, два, три, четыре, пять.
Правую руку вытянуть вперед, сжимать кольцо на счет раз, два, три, четыре, пять. Тоже повторить левой рукой.
Правую руку поднять вверх, сжимать кольцо на счет раз, два, три, четыре, пять. Тоже повторить левой рукой.
б) Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Продолжить развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.
- Рассмотрите внимательно цепочку слов:
гора -.ора – кор.а -.орка -.орт -.орд -.од -.от -.олот -.олод -.олос -.олос -.ол -.ол -.ости -.ости -.рот -.рот – и.ра – и.ра -.ира -.иря
Вставить пропущенную букву в слово, составить слоговые схемы слов, написав К или Г над соответствующим слогом: (кора – к _ ) и записать в тетради.
- Прочитайте:
Игорь
Ганна
Галя
Егор
Гена
Гриша
Как можно назвать одним словом то, что написано в кругах?
Четко прочитайте: сначала имена девочек, потом мальчиков; слова во внутреннем круге - сверху вниз; во внешнем круге – имена мальчиков; во внутреннем круге имена девочек.
Определите место звука [Г] в них по цифровому ряду. Какой звук стоит после звука [Г]? Измените слова так, чтобы они звучали ласково.
- В течение 5 минут подберите как можно больше слов, которые начинаются с сочетания букв:
кр…
гр…
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания).
- Прослушайте пары слов. Чем они отличаются? А чем похожи?
луг – лук
горка - корка
Составьте с данными словами предложения.
5.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
С какими буквами мы сегодня работали?
Чему вы сегодня научились?
Оценка работ учащихся.
Что вам понравилось сегодня?
Что было трудно?
Что нужно сделать, чтобы эти трудности преодолеть?