Просмотр содержимого документа
«Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: Дифференциация Ш-Ж»
Конспект логопедического (подгруппового) занятия
Продолжительность занятия: 30 минут
Тема: «Дифференциация [Ш]-[Ж]»
Тип занятия: по закреплению знаний, умений и навыков.
Цель занятия:научить различать звуки [ш] – [ж] изолированно, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
Основные задачи:
Коррекционно – развивающие:
- Закрепление умения различать звуки [Ш] – [Ж] на слух, в слогах, словах, предложениях, тексте;
- Уточнение характеристики звуков;
- Развитие умения соотносить звуки [Ш] – [Ж] с буквами Ж и Ш; звуко – буквенный анализ слов;
- Обогащение словарного запаса;
- Развитие орального праксиса, мимической мускулатуры, оперативной и слуховой памяти, внимания, логического мышления, общей и мелкой моторики.
Образовательные:
- Закрепление правила правописания ЖИ-ШИ;
Воспитательные:
- Развитие умения планировать и контролировать свои действия.
Оборудование: пиктограммы, картинки с изображением шара, жирафа; колокольчики; предметные картинки, в словах которых есть звуки [Ш] и [Ж]; схемы слов; слоговая таблица; наглядный материал к игре «Четвертый лишний»; карточки с буквами Ш и Ж; карточки «Корректурная проба», перфокарты; раскраска, тетради.
Ход занятия:
1. Организационный момент..
Логопед: Здравствуйте! Ребята, сегодня занятие у Вас проведу я, меня зовут Анжела Николаевна. Садитесь.
Логопед: Сейчас мы будем выполнять психогимнастику. Посмотрите на эти картинки (логопед показывает детям картинки с изображением разных эмоций). Какие настроения выражают эти лица? (Строгое и сердитое, огорченное и грустное, без эмоций, веселое и радостное)
Логопед: Давайте, ребята, с таким хорошим настроением, как на последней картинке сегодня мы с вами и будем заниматься.
2. Введение в тему. Работа со словами – паронимами.
(На доске написаны слова – паронимы: шар – жар; уши - ужи; жить - шить; шутка – жутко).
Логопед: Ребята, внимательно прочитайте слова. Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Чем отличаются слова? (слова отличаются только одной буквой, звуком [Ш] – [Ж], по смыслу). А чем они схожи? (остальными буквами, звуками). Что будет, если вы букву Ш замените буквой Ж, и наоборот (изменится смысл слова) .
3.Сообщение темы занятия.
Логопед: Вы догадались, какая тема нашего занятия? Сегодня мы будем с вами учиться различать звуки и буквы [Ш] – [Ж]
4. Сравнение звуков по артикуляции.
Логопед: Ребята, как шипит змея? (Шшшш). Какой звук вы слышите? [Ш].
[Ш] – Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка образует форму чашечки. Горло не дрожит, нет голоса.
(На доску вывешивается изображение звука [Ш], рядом зачеркнутый колокольчик) .
Логопед: Над кустарником жужжит жук: Жжжжж… Какой звук ты слышишь? [Ж]
[Ж] - положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке [Ш]. Но этот звук [Ж] – звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом (детям предлагается положить руку на гортань и произнести поочередно эти звуки) .
(На доску вывешивается изображение звука [Ж], рядом колокольчик) .
5. Характеристика звуков.
Логопед: Звук [Ш] он какой? (согласный, глухой, всегда твердый; на письме обозначается буквой Ш). На, что похожа буква Ш? (на вилы, щетку) .
Логопед: Звук [Ж] он какой? (согласный, звонкий, всегда твердый, на письме обозначается буквой Ж). На, что похожа буква Ж? (на жука).
Звуки [Ш] – [Ж] парные, всегда твердые.
6. Корректурная проба (работа по карточкам)
Логопед: Подчеркните букву Ж одной чертой, букву Ш — двумя:
ЖХШМЗСШЩЖЮХЦШСМЩТХ ЖШЧХЩЖШСЖХШЩЗШКУЖХ
ЧШЖЗЩСШМИЩЖЦШПШМЩХ
ИХЖПШТЩШЦЖЧШЩПТЩШЖСШИТЩ
7. Развитие фонематического слуха. Игра «Подними карточку»
Логопед: Ребята, прослушайте слова, поднимите букву Ш или Ж, если в слове услышите звук [Ш] или [Ж].