- уточнить накопленные знания о звуках [П], [Т] и буквах п – т.
Воспитательные:
- развивать адекватную самооценку через контроль за выполнением заданий.
Оборудование:
- презентация Power Point;
- тетради, ручки;
- индивидуальные карточки (“Обведи буквы занятия в кружок”, “Вставь слог” и т.д.).
Ход занятия:
I. Организационный момент
Назовите общий звук в словах: палка, сноп, пыл, почка, упал, пачка.
Назовите общий звук в словах: тачка, Тома, каток, танк, тумба, кот.
II. Основная часть
1. Определение темы занятия
Кто назовёт звуки занятия?
Какой буквой на письме обозначается звук [П]?
Какой буквой на письме обозначается звук [Т]?
Правильно! Сегодня на занятии мы будем учиться различать буквы П и Т на письме.
Егор, что мы будем делать?
2. Работа с буквой
1) Внимательно рассмотрите на доске буквы занятия. На что похожа буква П? На что похожа буква Т? Какие другие буквы спрятались в букве Т?
2) Обведите буквы П в кружочек одним цветом, как у меня на доске, а буквы Т – другим.
3. Развитие мелкой моторики рук
Выложите строчную букву п из проволоки.
Выложите строчную букву т из проволоки.
4. Закрепление за буквой символа
Посмотрите на доску. Здесь даны условные обозначения. Букву п обозначим цифрой 2, а букву т – цифрой 3.
Запишите вместо цифры нужную букву.
Алёша, прочти буквы, которые ты записал. Все остальные проверяют себя!
5. Развитие фонематического восприятия
Назовите картинки. Соедините картинку с буквой занятия. Запишите по одному слову с каждой буквой занятия.
6. Развитие звуко-буквенного синтеза
Посмотрите на экран. Прочитайте и спишите эти имена, вставляя пропущенные буквы П и Т.
Дима и Вова выполняют первый вариант, а Алёша и Егор – второй вариант.
Проверьте себя!
7. Динамическая пауза “Егорка”
Наш Егорка с самой зорьки
Ловит рыбку на реке.
И уже в его ведёрке
Рыбки плавают на дне.
Окунёк, карась, плотвушка
И зелёная лягушка.
Хитрый Васька рядом ходит,
Он ведёрко сторожит.
Рыбачок наш отвернётся –
Васька с рыбкой убежит!
Выполняют потягивания.
Имитируют подтягивание лески.
Широкий размах руками – показывают ведёрко.
Волнообразные движения руками.
Поочерёдно разводят руками в стороны.
Прыгают на месте.
Имитируют крадущиеся движения кота.
Кот “глядит по сторонам”.
Повороты головой назад.
Бег на месте.
8. Развитие грамматического строя речи
У каждого из вас на столе лежит картинка. “Сосчитайте” предметы, изображённые на картинке. Например: шесть топоров. Запишите словосочетания. Проговаривайте слова вслух!
9. Развитие звуко-буквенного синтеза
Продолжаем работу! Внимание на экран! Вставьте нужную букву и запишите получившиеся слова.
Дима и Вова выполняют первый вариант, а Алёша и Егор – второй вариант.
Проверьте себя!
10. Развитие слогового синтеза слов
Ко мне приходила девочка Таня и принесла карточки. Она не знала, какие слоги нужно вставить в слова – ПА или ТА. Помогите Тане – вставьте в слова нужные слоги.
( )вел
( )нец
кру( )
( )лец
( )мара
( )ня
( )рус
( )ракан
( )релка
( )бурет
Внимание на экран! Теперь ваша задача – вставить в слова подходящий слог – ПО или ТО. Будьте внимательны!
Проверьте себя!
11. Развитие зрительно-пространственных ориентировок, фонематического восприятия
Вспомните, где лево, а где право. Поднимите правую руку. Теперь левую. Рассмотрите картинки. Ответьте на вопросы:
1) Что находится в левом верхнем углу?
2) Что находится справа от тучи?
3) Где находится молоток?
4)Что находится над топором?
5) Что находится справа от панамы?
6) Что находится под пеналом?
Разделите тетрадь на три части, как на экране. В первый столбец запишите только слова с буквой п, во второй – слова только с буквой т, а в третий – слова, в которых есть обе буквы занятия.
Образец:
п
т
п, т
полка
тумба
потолок
Проверьте себя! Внимание на экран!
12. Пальчиковая гимнастика "Бантик"
Это что за бабочка
На косичке Кати?
Это наша мамочка
Завязала бантик.
Он красивый, голубой,
Блестящий, словно фантик.
“И я хочу себе такой!” –
Говорит ей братик.
13. Развитие дифференциации букв п – т в предложениях.
1) У вас на карточках записаны предложения. Спишите их. Подчеркните букву п одним карандашом, а букву т – другим.
2) Посмотрите на Полину. Она грустит, потому что неправильно записала предложения. Давайте поможем Полине исправить ошибки!
Дерево трячет корни в земле.
В стелом жёлуде спряпан дубок.
В понкой скорлупке спряпан желпок.
Вы помогли Полине исправить ошибки. Она сразу повеселела и благодарит вас!
III. Итог занятия
Ребята, наше занятие подходит к концу.
Напомните, какие буквы мы сегодня различали на занятии?
Какое задание вам понравилось больше всего?
Какую оценку вы поставили бы себе за работу на занятии?
Сосчитайте свои улыбочки и подумайте, заработали ли вы сегодня наклейку?