Просмотр содержимого документа
«Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-7 лет.«Звуки [Ч] - [С]. Буквы «Ч» - «С»»
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-7 лет «Звуки [Ч] - [С]. Буквы «Ч» - «С»
Задачи:
1) Образовательная область «Коммуникация» (доминирующая):
Продолжать развивать у детей фонематический слух, как одно из средств формирования произносительной стороны речи;
Закреплять навыки правильного произнесения звуков: [С] и [Ч];
Закреплять умение характеризовать звуки по артикуляционным и акустическим признакам;
Содействовать развитию обще речевых навыков (ритма, темпа, интонации);
Участвовать в эмоционально-речевом общении с взрослыми и сверстниками в ходе непосредственно-организованной деятельности.
2) Образовательная область «Здоровье»:
Способствовать развитию у детей познавательной сферы с двигательно-координационными упражнениями;
Способствовать развитию произвольной памяти и внимания, словесно-логического мышления и различных видов восприятия;
Развивать навыки зрительного восприятия и оптико-пространственных представлений.
3) Образовательная область «Познание»:
Совершенствовать навык чтения.
4) Образовательная отрасль «Социализация»:
Развивать навыки позитивного социального поведения.
5) Образовательная отрасль «Физическая культура»:
Обогащение двигательного опыта и снятие напряжения в ходе непосредственной образовательной деятельности.
Оборудование, игровые материалы:
таблица слов (с пропущенными буквами);
карточки к играм: «Слово рассыпалось», «Буква потерялась»;
наглядное пособие «Ребусы»;
магнитная доска;
мячи (красный и синий);
волшебная палочка;
карточка со словом «Чебурашка».
Ход занятия:
1) Логопед: Сегодня, на логопедическом занятии, мы будем различать звуки [ч] и [с].
Логопед: Сядут на стульчики девочки, которые назовут слова, начинающиеся на звук [ч], а мальчики назовут слова, которые заканчиваются на звук [с].
2) Упражнение на развитие внимания и координации движений кистей рук и языка: «Кошка ловит мышку». Руки на столе: одна сжата в кулак, другая лежит ладонью вниз. По очереди дети меняют положение рук, одновременно с движениями языка влево и вправо. Логопед выполняет упражнение вместе с детьми.
3) Дети сели за столы.
Сопоставление звуков [ч] и [с] по характеристике и артикуляции (сходства и различия)
По характеристике звуки [ч] и [с] – согласные и глухие, но звук [ч] – бывает только мягким, а звук [с] может быть и мягким, и твёрдым.
По артикуляции
[c] – губки в «улыбке», зубки «заборчиком», язычок за нижними зубками «горочкой».
[ч] – язык за верхними зубами «чашечкой», зубки приоткрыты, губы «рупором».
4) Воспроизведение слоговых рядов.
Дети повторяют цепочки слогов за логопедом.
ЧА-ЧА-СО-СА ЧА-СА-ЧУ-СУ
СУ-СЫ-ЧА-ЧУ СМА-СНА-ЧЛО
5) Преобразование слогов (слов). Замена [ч] на [с]:
Логопед: ЧА-ЧА Дети: СА-СА
Логопед: АЧ-АЧ Дети: АС-АС
Логопед: АЧ-ОЧ Дети: АС-ОС
Логопед: ЧУ-ЧА Дети: СУ-СА
Логопед: НОЧИ Дети: НОСИ
Логопед: ОЧИ Дети: ОСИ
Логопед: ЧЕМ Дети: СЕМЬ
6) «Слоги перепутались»:
ДО-ЧУ КА-ЧАЙ ЛОК-ЧУ
КИ-ОЧ СИ-ГУ ХАР-СА
КА-БОЧ КА-СУМ
7) Физ. минутка «Девочки и мальчики, прыгают как мячики…»
8) «Буква потерялась». Чтение слов по таблице.
Две команды (девочки и мальчики). Первый столбик читают – девочки, второй – мальчики.
…ЕРЕПАХА …АШКА
ВРА… ГРА…
…УМКА …АХАР
ЛИ…А ПО…ТА
9) «Слово рассыпалось»
ЛСЫЧ УСКАМ
ЖИЧИ НКЧИАЙ
10) «Разноцветные мячики» (красный, синий).
Красный мяч – ребёнок считает в слове гласные звуки
Синий мяч – ребёнок считает в слове согласные звуки.
ЛИСА ЧАШКА САНКИ СОК ЧУДО
11) Дидактическая игра «Волшебная палочка».
Дети подбирают слова, начинающиеся на звук [C]. Первый ребёнок говорит своё слово, второй ребёнок говорит слово первого ребёнка, потом своё, третий ребёнок повторяет слова первого, второго ребёнка, потом своё и т.д.
12) «Закончи слово» (с мячом).
ЧА-ЧАЙ, ЧАЙНИК, ЧАШКА, ЧАСЫ
СА-САД, САХАР, САНКИ, САМОЛЁТ
ЧЕ-ЧЕРЕПАХА, ЧЕБУРАШКА, ЧЕРТЁНОК, ЧЕЛОВЕК
13) Дидактическая игра «Кто больше увидит и запомнит».
Логопед считает до 10, дети должны за это время увидеть и запомнить предметы, в названии которых 2 слога.
14) Игра «Сигнальщик».
Правила игры рассказывает ребёнок. Если звук [с] в начале слова, руки поднимаем вверх, если в середине слова, хлопок перед собой, если в конце слова, руки опущены вниз.
Логопед произносит слова, дети ловят хлопками звук [c].
Логопед: САД, ЛИСА, КОСА, СОБАКА, ЛОСЬ, ЛИСТ, РЫСЬ, СОК, ПАСТА.
15) Из букв слова ЧЕБУРАШКА составить новые маленькие слова (РАК, РАБ, ШАР, БРАК, КРАБ, ЧЕК, КАША, КУЧА, БАРАШЕК, ШУБА, РУБАШКА, ЧАШКА и т.д.)
16) Скороговорки со звуком [ч] и [с]:
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка Чертили чёрными чернилами чертёж.
Часы стучали и стучали
Час за часом отбивали.
Черепаха, не скучая час сидит за чашкой чая.
У киски в миске сливки скисли.
Пёс шагает в гости к киске,
Как букет, несёт сосиски.
У насоса длинный нос, Он свистит, как пылесос.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
17) Ребусы
ЧАЙКА’’ (ЧАЙ) ЧАЙКА (МАЙКА)
Ч=М
‘‘‘‘ЧЕЛОВЕК (ВЕК)
18) Итог:
Логопед: Вспомните, какие звуки сегодня на занятии мы с вами различали.