Конспект логопедического занятия в старшей группе. Дифференциация звуков д – т.
Конспект логопедического занятия в старшей группе. Дифференциация звуков д – т.
Цель: учить детей различать звуки д-т изолированно, в слогах, словах.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
Учить детей давать акустическую и артикуляционную характеристику звуков д-т с опорой на различные виды контроля. Закреплять умение детей составлять полные предложения с предлогом «за».
Коррекционно – развивающие:
Развивать артикуляционную и мелкую моторику, через использование игровых технологий.
Развивать фонематические процессы: умение слышать звуки, выделять их в потоке речи, умение определять наличие и место звуков в слове. Развитие памяти, внимания, восприятия и других психических процессов.
Коррекционно – воспитательные:
Воспитывать отзывчивость, умение работать в коллективе и индивидуально, умение слушать педагога и других детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия в старшей группе. Дифференциация звуков д – т.»
Конспект логопедического занятия в старшей группе. Дифференциация звуков д – т.
Цель: учить детей различать звуки д-т изолированно, в слогах, словах.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
Учить детей давать акустическую и артикуляционную характеристику звуков д-т с опорой на различные виды контроля. Закреплять умение детей составлять полные предложения с предлогом «за».
Коррекционно – развивающие:
Развивать артикуляционную и мелкую моторику, через использование игровых технологий.
Развивать фонематические процессы: умение слышать звуки, выделять их в потоке речи, умение определять наличие и место звуков в слове. Развитие памяти, внимания, восприятия и других психических процессов.
Коррекционно – воспитательные:
Воспитывать отзывчивость, умение работать в коллективе и индивидуально, умение слушать педагога и других детей.
Оборудование: презентация, бусины, шнурок, предметные картинки со звуками т, д., логодиски, прищепки, формы с крупой.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята. К вам сегодня пришли гости, посмотрите на них, улыбнитесь им. А теперь все внимание на меня.
Соберемся дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Давайте познакомимся, Я – Оксана Юрьевна, а вас как зовут. Назовите ласково свое имя. Тихонечко присядем, и я вам расскажу, почему пришла именно к вам.
А ведь у меня случилась беда. Я шла к малышам, чтобы почитать им сказку, но в пути обнаружила, что герои поменялись местами, а значит и рассказать ее я не смогу. А мне сказали, что вы умные и хорошие ребята и уже многое знаете. Это так?
Дети: Да.
Логопед: Тогда я уверена, что вы сможете мне помочь. Отгадайте, какую
сказку я хотела почитать малышам?
Бабка, дед, да с ними внучка,
Мышка, кошка, еще Жучка.
Вместе все ее смогли
Вытянуть из-под земли.
Дети: «Репка».
Логопед: Вы поможете мне вернуть героев сказки «Репка» на свои места?
Дети: Поможем.
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: Чтобы поскорее вернуться на место и вытянуть репку наши герои должны быть трудолюбивыми и дружными. - С какого звука начинается слово дружные? Дети: со звука д. Логопед: С какого звука начинается слово трудолюбивые? Дети: со звука т. Логопед: Играя со звуками Т-Д мы поможем героям сказки вернуться на свои места.
3. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Давайте пройдем и сядем на стульчики, спины подравняли, ноги поставили на пол. Герои очень любят, когда ребята говорят красиво, давайте договоримся с вами отвечать полными предложениями и правильно произносить все звуки. А в этом нам поможет гимнастика для нашего язычка. Повторяйте упражнения, которые услышите в стихотворении. Вот и сказка началась Улыбнемся ей сейчас. («Улыбка») Впереди забор стоит Очень крепкий он на вид. («Заборчик») Вот лопаточка у нас Вскопаем грядки тот же час. (Лопаточка) Молоточком тук да тук только слышен тихий звук. («Молоточек»)
4. Работа по теме занятия:
Логопед: Вспомните ребята, кто первый герой в сказке «Репка». Посмотрите на экран, кому будем помогать? Дети: Будем помогать дедушке. - Акустическая и артикуляционная характеристика звуков: Логопед: Чтобы дедушка вернулся на место нужно рассказать все, что вы знаете о звуках т-д. Давайте вместе произнесем звук Т. На что он похож?.
Дети (произносят звук т): Он похож на стук молотка. Логопед: Произнесите еще раз его. Где находится язычок? Дети: Он стучит по верхним зубам. Логопед: Произнесем вместе звук Д. На что похож этот звук? Дети: Он похож на то, как стучит дятел своим клювом.
Логопед: Обратите внимание на экран, дедушка немного прошел и остановился, наверное, мы не все рассказали об этих звуках. Скажите, какие звуки бывают? Дети: Звуки бывают гласные и согласные. Логопед: Дайте характеристику звука Т по этой схеме. Дети: звук т – согласный, глухой, твердый. Логопед: а теперь дадим характеристику звука Д. Дети: звук Д – согласный, звонкий, твердый.
Логопед: Эти звуки согласные и твердые – и этим они похожи, а чем они отличаются друг от друга? Дети: звук д – звонкий, а звук т-глухой. Логопед: Давайте посмотрим, какое же следующее испытание нам предстоит пройти. Поможем дедушке произнести дорожку из звуков. когда увидим молоточек, произносим звук т и тихо ударяем кулачками, когда увидим дятла – произносим звук д и ударяем ладонями по коленкам. Внимание на экран. А теперь повторим дорожку быстрее.
- Развитие фонематического слуха:
Логопед: А еще дедушка очень любит игру «Поймай звук». А вы хотите в неё поиграть? Хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите звук д, топните 1 раз .когда услышите звук т. А-у-д-и-т-п-н-т-т-д-в-д. Молодцы, вы были очень внимательными. Посмотрим на экран, помогли ли мы дедушке встать на свое место? За что взялся дедушка? Дети: Дедушка взялся за репку. Отлично продолжаем дальше. Логопед: Кому будем помогать дальше? Дети: Будем помогать бабушке.
Логопед: Бабушка очень любит сочинять стихи, и она предлагает вам закончить свои чистоговорки одним словом, в котором есть наши звуки. Ду-ду-ду – к деду я иду Ды – ды – ды – много здесь воды Ост – ост – ост – я построю мост.
Дети: (Хоровое и индивидуальное произнесение чистоговорок) Логопед: Бабушка встанет на свое место, если мы поможем ей построить мост. Встаньте на своих местах, я назову слог, а вы замените в нем звук т на звук д. Произнесите слоги вместе, маршируя на месте. Та – да То – до Ту – ду Ты – ды Тэ –дэ. Логопед: Отлично и с этими испытаниями вы справились. И бабушка очень рада, что вернулась на свое место. За кем стоит бабушка? Дети: Бабушка стоит за дедушкой. Логопед: Назовите следующего героя, которому мы поможем. Дети: Следующий герой внучка.
Логопед: Внучка любит наряжаться, но она рассыпала свои любимые бусы. Поможем собрать их? На экране вы увидите картинку. Назовите ее, определите какой звук есть, и где он находится, и наденьте бусинку на шнурок. Послушайте, как нужно говорить: Это кадушка. В этом слове есть звук Д, он находится в середине слова. Дети: По очереди отвечают, опираясь на презентацию. И надевают бусинки. Логопед: Хорошо, и внучка встала на свое место. За кем она стоит? Дети: Внучка стоит за бабушкой.
Логопед: А следующий герой это собака Жучка ,она очень любит резвиться да и мы с вами отдохнем. Повторяйте за мной движения. «Физпауза» Чем топтать без толку грядки, Становитесь на зарядку. Занимается рассвет. На крылечко вышел дед. Видит репку в огороде. И себе не верит вроде. Встал он возле репки, Репка выше кепки. Жучка прыгает, резвится, Ей без дела не сидится. Нужно ей на место встать, Чтобы деду помогать.
Логопед: отлично отдохнули, посмотрите на экран, и ответь полным предложением за кем стоит Жучка. Дети: Жучка стоит за внучкой. Логопед: А кто вспомнит следующего героя сказки? Дети: Следующий герой сказки - кошка.
Логопед: Сейчас мы разделимся на две команды, девочки подойдут к первому столу, а мальчики ко второму. Посмотрите, перед вами лежат картинки в названии которых есть наши звуки д, т. Каждый из вас возьмет по одной картинке и прицепит ее при помощи прищепки на круг. Но будьте внимательны, девочки выбирают картинки в названии которых есть звук д, а мальчики картинки в названии которых есть звук т. Приступайте, а потом мы проверим, правильно ли вы справились с этим испытанием.
Дети: Каждый ребенок называет ту картинку, которую он прикрепил и сравнивает ее с картинкой на экране. Логопед: У вас все отлично получается, и вот мы помогли кошке. За кем она встанет? Дети: Кошка встанет за собакой Жучкой. Логопед: Ребята, а кто же остался из героев, кому еще не помогли? Дети: Мы не помогли мышке. Логопед: А хотите узнать, как зовут мышку, соберите ее имя из звуков, которые я вам назову: т..о..м..а. Дети: Тома.
Логопед: Пройдите вместе со мной к столу и послушайте, как мы ей можем помочь, ведь она заблудилась и не может найти дорогу. Дома баба, дома дед Только Томы дома нет Где же наша Тома? Она стоит у дома.
Как вы думаете, какой из этих домов принадлежит нашей Томе? Какой первый звук в ее имени? Дети: Дом, на котором изображен молоток. Логопед: Проведите пальчиком дорожку от мышки к ее дому. А теперь двумя пальчиками пройдем по этой дорожке, произнося наши звуки д-т. Вот и мышка оказалась на своем месте. За кем она встала? Дети: Она встала за кошкой.
5. Итог
Логопед: Давайте посмотрим на экран, все ли герои вернулись на свои места? А какие звуки помогали нам. Дети: нам помогали звуки д, т.
Оценивание работы детей на занятии. Вспомните ребята, в конце сказки герои вытащили репку, и я принесла ее вам, а давайте посмотрим репка то необычная, а с сюрпризом. Герои говорят вам спасибо за то, что вы помогли их вернуть на место и чтобы вы не забывали о нашей встречи, они дарят вам раскраски. А я хочу вам сказать спасибо, ведь теперь я смогу пойти к малышам и прочитать им сказку!