Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ открытого занятия по разделу «Речевое развитие» для детей старшей группы с ТНР на тему «Дифференциация звуков [Ж] – [З]»»
КОНСПЕКТ
открытого занятия по разделу «Речевое развитие»
для детей старшей группы с ТНР
Подготовила: Демидкина Н.В., учитель-логопед
Тема: Дифференциация звуков [Ж] – [З]
Цель: совершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков[Ж] – [З] на слух и в произношении
Задачи:
обучающая:
формировать умение различать звуки[Ж] – [З] на слух и в произношении (по акустическим и артикуляционным признакам);
коррекционно-развивающие:
закреплять правильное произношение звуков [Ж], [З] в слогах, словах, во фразовой речи;
развивать умения внимательно вслушиваться в речь взрослого и сверстников;
развивать фонематическое восприятие;
развивать умение делить слова на слоги;
развивать умение составлять и анализировать предложение;
развивать память, внимание, концентрацию зрительного и слухового внимания;
индивидуальные зеркала, профили звуков [Ж], [З], картинки с изображением жука и комара, предметные картинки для игр «Построй домик», «Подари картинки», тетради, карандаши на каждого ребенка.
Предварительная работа:
р/игры: «Поймай звук (слог)», «Четвертый лишний», «Где звук живёт?», «Раздели на слоги»;
рассматривание картинок, заучивание скороговорок.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть. Организационный момент
Логопед: Всем! Всем! Добрый день! Ребята, посмотрите, какой сегодня ясный, солнечный и теплый день. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды, злобу и огорчения.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Основная часть
Объявление темы
Логопед: Ребята сегодня к нам на занятие прилетели два гостя. А кто они, попробуйте догадаться по их песенкам. Закройте глаза и послушайте.
Запись звуков, издаваемых комаром и жуком.
Логопед: Вы догадались, какие звуки сегодня на занятии мы с вами будем учиться различать звуки? (Звуки [Ж] – [З]).
Логопед:Предлагаю вам поиграть с нашими гостями и их любимыми этими звуками. А для этого разделимся на две команды: команду – друзей жука и команду – друзей комара.
Дети по очереди берут жетоны с изображением комара и жука из корзинки.
Логопед: Занимайте свои места за столами.
Сравнение звуков
Логопед:Возьмите в руки зеркала. Произнесите по очереди звуки [Ж], [З]. Обратите внимание на артикуляцию звуков. (Дети вспоминают артикуляцию звуков)
Когда мы произносим звук [Ж] – рот похож на большую трубочку, язычок наверху чашечкой, а когда произносим звук [З] – губы улыбаются, язычок упирается в нижние зубки.
Когда произносим звук [Ж] – воздушная струя теплая, а когда произносим звук [З] – холодная
Акустическая характеристика звуков.
Логопед:Звук [Ж] – он какой? - Согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим цветом, Логопед:Звук [З] – он какой? - Согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим цветом, Логопед:Чем эти звуки похожи? Логопед:А чем они отличаются? (Местом образования, произношением) Логопед: Произнесите еще раз эти звуки, глядя в зеркало.
а) воспроизведение слоговых рядов:
жа – жа – за – жа
жи – зы – жи – жи
зу – зу – жу– зу
жо – жо – зо – жо
зу – жу – жу – зу
за – за – жа – за
б) р/игра «Скажи наоборот»:
жа – за
же – зэ
жо – зо
за – жа
жу – зу
зо – жо
жи – зы
зу – жу
зы – жи
зэ – же
в)Д/игра «Жуки и комары» («Хлопни»)
Логопед:Друзья жука «ловят» (хлопают) слова со звуком [Ж], а друзья комара «ловят» (хлопают) слова со звуком [З].
По сигналу «День» летят комары и жуки и поют свою песенку, а по команде «Ночь» засыпают.
д) Д/игра «Подари картинки» (определение позиции звуков в словах)
Логопед:Друзья жука отбирают картинки со звуком[Ж], а друзья комара – со звуком [З]. А теперь по очереди будем произносить названия картинок, слова со звуком [Ж] будем дарить жуку, а слова со звуком [З] – комару.
е) Д/игра «Построим домики для друзей» (деление слов на слоги). Работа в парах.
Картинки лежат в конвертах. Двое детей работаю у доски.
Логопед:У каждого должен быть свой дом. Построим для жука и комара дома. Но дома не простые, а в соответствии со схемой.
_____
_ _______
____________
з) Работа с деформированной фразой. Работа в тетрадях
Логопед:Комар и жук придумали предложения, но все слова в нём перепутали. Помогите им правильно составить предложение.
Анализ предложения, вычерчивание схемы в тетрадях.
Заключительная часть. Рефлексия. Игра «Проверь меня»
Логопед:Ребята, я всегда слежу за тем, чтобы вы правильно произносили звуки и слова. А теперь вы попробуйте последить за тем, правильно ли я говорю. Слушайте внимательно, если я НЕ правильно скажу слово – хлопните в ладоши и исправьте меня, а если правильно – улыбнитесь мне. Готовы?