Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков и букв Ш-Ж в слогах, словах, словосочетаниях»»
Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков и букв Ш-Ж в слогах, словах, словосочетаниях»
Цель: научить детей дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж при написании слогов, слов, словосочетаний.
Задачи:
Образовательные:
Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [ш] и [ж].
Развитие навыков звукобуквенного анализа.
Повторение правила правописания жи – ши.
Совершенствование умения составлять словосочетания с предложенными словами.
Расширение и уточнение словарного запаса.
Коррекционные:
Развитие фонематического восприятия звуков [ш] и [ж].
Развитие зрительного восприятия букв Ш-Ж..
Развитие слухового внимания, слуховой памяти, логического мышления.
Воспитательные:
Воспитывать инициативность детей, уважение друг к другу.
Повышать мотивацию детей к обучению.
Формируемые универсальные учебные действия:
Регулятивные:
Нахождение ошибок, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.
Доведение начатого до конца.
Познавательные:
Общеучебные:
Выделять и формулировать познавательную цель.
Контролировать и оценивать результаты своей деятельности.
Логические:
Развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обосновывать свою точку зрения.
Оборудование: карточки с описанием героев занятия на каждого ребёнка; картинка лягушонка и ёжика (или игрушки); символьное изображение согласных, гласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных; лесенки для рефлексии детей; раскраски с рисунком ёжика и лягушонка.
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед: Сядет тот, кто назовёт первый звук в слове: сом, зонт, сено, зебра.
Формулирование цели занятия.
Логопед: Ребята, прочитайте описание героев нашего занятия и отгадайте кто они:
Первый герой – колючий, серый, шустрый, маленький, питается мышами, любит яблоки, молоко, грибы. (ёжик)
Второй – зелёный, гладкий, мокрый, любит мошек, червяков, мух. (лягушонок)
Когда дети отгадают героев, логопед показывает картинки ёжика и лягушонка или игрушки.
Развитие зрительного восприятия букв Ж-Ш
Логопед: Ёжик и лягушонок подготовили для вас задание. Скажите, элементы какой буквы написал ёжик, а какой лягушонок? (логопед вывешивает на доску изображение элементов букв Ж и Ш)
Дети: Ж, Ш
Логопед: Правильно. Скажите, какие буквы мы будем учиться различать сегодня?
Дети: мы будем учиться различать буквы Ш и Ж.
Логопед: Правильно. Назовите звуки, которые обозначаются этими буквами.
Дети: звуки [ш] и [ж].
Минутка чистописания
Логопед: Молодцы. Откройте тетради, запишите число и пропишите буквы Ш и Ж .
Логопед записывает на доске тему занятия «Шш - Жж».
Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков «ш» и «ж».
Логопед: Давайте произнесём звук [ш], теперь [ж].
Дети: [ш], [ж].
Логопед: Как расположены губы, когда вы произнесли эти звуки?
Дети: в виде круга (бубликом, рупором и т.д.)
Логопед: А в как расположен язык?
Дети: за зубами, чашечкой.
Логопед: Хорошо, раз воздух встречает преграду при произнесении звуков [ш] и [ж], значит, они гласные или согласные?
Дети: согласные.
Логопед: Правильно. Теперь положите ладонь на горлышко и произносите по очереди звуки [ш] и [ж]? При произнесении какого звука горлышко дрожит?
Дети: при произнесении звука [ж].
Логопед: А при произнесении какого звука горлышко не дрожит?
Дети: при произнесении звука [ш].
Логопед: Хорошо, значит, какой из них будет звонким, а какой глухим?
Дети: звук [ж] – звонкий, звук [ш] – глухой.
Логопед: Правильно. Напомните мне, пожалуйста, звуки [ш] и [ж] – твёрдые или мягкие?
Дети: твёрдые.
Логопед: Замечательно, Егор, выбери из символов вывешенных на доске те, которые подойдут к звукам занятия? (синий домик, синий колокольчик, синие наушники).
Логопед: Ребята, а как вы думаете, почему именно ёжик и лягушонок будут героями занятия?
Дети: Потому что в их названии есть звуки [ш] и [ж].
Дифференциация звуков [ш] - [ж] на слух в слоговых рядах и воспроизведение их по памяти.
Логопед: Молодцы! А сейчас я буду называть вам слоговые ряды, вы должны их внимательно послушать, запомнить и записать слоги через тире. Ёжик и лягушонок будут следить, чтобы вы не подсматривали друг к другу в тетрадь. Готовы?
Дети: да
Логопед называет слоговые ряды:
Ша – жа – жа, жу – шу – жу, ши - ши – жи.
Логопед: Хорошо, скажите, какое орфографическое правило повторяется в последнем слоговом ряду?
Дети: Жи-ши пишу с буквой «и».
Логопед: Скажите, какой гласный звук слышится в слогах «жи» - «ши»?
Дети: гласный [ы].
Логопед: Правильно, а какую гласную пишем?
Дети: гласную [и].
Логопед: Молодцы, поэтому мы и учим правило, что слоги «жи» - «ши» пишем с гласной [и], да? Ну-ка я посмотрю, все ли правильно написали.
Физкультминутка
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке. (Ходьба на месте.)
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте и вертикальные движения ладонями перед собой)
А навстречу лягушонок,
Скачет, вытянувши ножки.
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте.)
Под кусток и молчок. (Присесть и поднести указательный палец ко рту)
Дифференциация звуков и букв Ш-Ж в словах.
А) Развитие навыков звукобуквенного анализа.
Логопед: Очень хорошо. Ёжик с лягушонком любят играть в школу. Они записывают слова со звуками [ш] и [ж] каждый на своей доске. Давайте поиграем вместе с ними и поможем сделать им правильный выбор. Выходите к доске. Я буду называть слова, а вы записывать их или к ёжику на доску или к лягушонку.
Логопед: Молодцы, скажите, какое орфографическое правило снова повторяется во всех словах?
Дети: Жи-ши пишу с буквой «и».
Б)Совершенствование умения составлять словосочетания с предложенными словами.
Логопед: Чудесно, а ещё ёжик с лягушонком любят описывать предметы, то есть подбирать к предметам признаки. Тогда у них получаются словосочетания. Хотите попробовать составить словосочетания?
Дети: да
Логопед: Хорошо, садитесь на свои места, выберете себе по 3 слова из написанных на доске, составьте с ними словосочетания и запишите их через запятую в тетрадь.
Дети записывают в тетрадь словосочетания, например: новые лыжи, резиновая шина, душистый шиповник, пятнистый жираф, грузовая машина, железная пружина, большой живот, театральная ширма, папин жилет, разбитый кувшин, лёгкая пушинка, интересная жизнь.
Логопед: давайте прочитаем, какие словосочетания вы составили.
Дети по очереди читают словосочетания.
Подведение итогов занятия:
Логопед: Замечательно, ребята! Итак, какие буквы мы повторили?
Дети: Ш, Ж
Логопед: Правильно. Назовите звуки, которые обозначаются этими буквами.
Дети: звуки [ш] и [ж].
Логопед: Охарактеризуйте звук Ж .
Дети: Звук Ж – согласный, твёрдый, звонкий.
Логопед: Охарактеризуйте звук Ш.
Дети: Звук Ш – согласный, твёрдый, глухой.
Рефлексия:
Логопед: Правильно! Вспомните героев занятия
Дети: ёжик и лягушонок
Логопед: Молодцы! Я вам раздаю картинки с нарисованной лесенкой. Нарисуйте себя на одной из трёх ступенек: Я работал отлично, я работал хорошо, я буду стараться. Сдайте лесенки. Вы сегодня хорошо поработали, хотя и допускали ошибки. Но ёжику и лягушонку понравилось с вами играть и в подарок они дарят вам свои портреты, которые вы сможете раскрасить. Спасибо. Занятие окончено.
Прочитай описание героев занятия и отгадай, кто они.
Первый герой – колючий, серый, шустрый, маленький, питается мышами, любит яблоки, молоко, грибы.
Второй – зелёный, гладкий, мокрый, любит мошек, червяков, мух.
Прочитай описание героев занятия и отгадай, кто они.
Первый герой – колючий, серый, шустрый, маленький, питается мышами, любит яблоки, молоко, грибы.
Второй – зелёный, гладкий, мокрый, любит мошек, червяков, мух.
Прочитай описание героев занятия и отгадай, кто они.
Первый герой – колючий, серый, шустрый, маленький, питается мышами, любит яблоки, молоко, грибы.
Второй – зелёный, гладкий, мокрый, любит мошек, червяков, мух.