kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков и букв Ш-Ж в слогах, словах, словосочетаниях»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие может быть полезно при коррекции акустической дисграфии.

Цель: научить детей дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж при написании слогов, слов, словосочетаний.

Задачи:

Образовательные:

1)Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [ш] и [ж].

2)Развитие навыков звукобуквенного анализа.

3)Повторение правила правописания жи – ши.

4)Совершенствование умения составлять словосочетания с предложенными словами.

5)Расширение и уточнение словарного запаса.

Коррекционные:

1)Развитие фонематического восприятия звуков [ш] и [ж].

2)Развитие зрительного восприятия букв Ш-Ж.

3)Развитие слухового внимания, слуховой памяти, логического мышления.

Воспитательные:

1)Воспитывать инициативность детей,  уважение друг к другу.

2)Повышать мотивацию детей к обучению.

Формируемые универсальные учебные действия:

Регулятивные:

1)Нахождение ошибок, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.

2)Доведение начатого до конца.

Познавательные:

1)Общеучебные:

a.Выделять и формулировать познавательную цель.

b.Контролировать и оценивать результаты своей деятельности.

2)Логические:

a.Развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обосновывать свою точку зрения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков и букв Ш-Ж в слогах, словах, словосочетаниях»»

Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков и букв Ш-Ж в слогах, словах, словосочетаниях»


Цель: научить детей дифференцировать звуки и буквы Ш-Ж при написании слогов, слов, словосочетаний.

Задачи:

Образовательные:

  1. Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [ш] и [ж].

  2. Развитие навыков звукобуквенного анализа.

  3. Повторение правила правописания жи – ши.

  4. Совершенствование умения составлять словосочетания с предложенными словами.

  5. Расширение и уточнение словарного запаса.

Коррекционные:

  1. Развитие фонематического восприятия звуков [ш] и [ж].

  2. Развитие зрительного восприятия букв Ш-Ж..

  3. Развитие слухового внимания, слуховой памяти, логического мышления.

Воспитательные:

  1. Воспитывать инициативность детей, уважение друг к другу.

  2. Повышать мотивацию детей к обучению.

Формируемые универсальные учебные действия:

Регулятивные:

  1. Нахождение ошибок, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.

  2. Доведение начатого до конца.

Познавательные:

  1. Общеучебные:

    1. Выделять и формулировать познавательную цель.

    2. Контролировать и оценивать результаты своей деятельности.

  2. Логические:

    1. Развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обосновывать свою точку зрения.


Оборудование: карточки с описанием героев занятия на каждого ребёнка; картинка лягушонка и ёжика (или игрушки); символьное изображение согласных, гласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных; лесенки для рефлексии детей; раскраски с рисунком ёжика и лягушонка.


Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Логопед: Сядет тот, кто назовёт первый звук в слове: сом, зонт, сено, зебра.


  1. Формулирование цели занятия.

Логопед: Ребята, прочитайте описание героев нашего занятия и отгадайте кто они:

Первый герой – колючий, серый, шустрый, маленький, питается мышами, любит яблоки, молоко, грибы. (ёжик)

Второй – зелёный, гладкий, мокрый, любит мошек, червяков, мух. (лягушонок)


Когда дети отгадают героев, логопед показывает картинки ёжика и лягушонка или игрушки.


Развитие зрительного восприятия букв Ж-Ш

Логопед: Ёжик и лягушонок подготовили для вас задание. Скажите, элементы какой буквы написал ёжик, а какой лягушонок? (логопед вывешивает на доску изображение элементов букв Ж и Ш)

Дети: Ж, Ш

Логопед: Правильно. Скажите, какие буквы мы будем учиться различать сегодня?

Дети: мы будем учиться различать буквы Ш и Ж.

Логопед: Правильно. Назовите звуки, которые обозначаются этими буквами.

Дети: звуки [ш] и [ж].



Минутка чистописания

Логопед: Молодцы. Откройте тетради, запишите число и пропишите буквы Ш и Ж .

Логопед записывает на доске тему занятия «Шш - Жж».


  1. Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков «ш» и «ж».

Логопед: Давайте произнесём звук [ш], теперь [ж].

Дети: [ш], [ж].

Логопед: Как расположены губы, когда вы произнесли эти звуки?

Дети: в виде круга (бубликом, рупором и т.д.)

Логопед: А в как расположен язык?

Дети: за зубами, чашечкой.

Логопед: Хорошо, раз воздух встречает преграду при произнесении звуков [ш] и [ж], значит, они гласные или согласные?

Дети: согласные.

Логопед: Правильно. Теперь положите ладонь на горлышко и произносите по очереди звуки [ш] и [ж]? При произнесении какого звука горлышко дрожит?

Дети: при произнесении звука [ж].

Логопед: А при произнесении какого звука горлышко не дрожит?

Дети: при произнесении звука [ш].

Логопед: Хорошо, значит, какой из них будет звонким, а какой глухим?

Дети: звук [ж] – звонкий, звук [ш] – глухой.

Логопед: Правильно. Напомните мне, пожалуйста, звуки [ш] и [ж] – твёрдые или мягкие?

Дети: твёрдые.

Логопед: Замечательно, Егор, выбери из символов вывешенных на доске те, которые подойдут к звукам занятия? (синий домик, синий колокольчик, синие наушники).

Логопед: Ребята, а как вы думаете, почему именно ёжик и лягушонок будут героями занятия?

Дети: Потому что в их названии есть звуки [ш] и [ж].


  1. Дифференциация звуков [ш] - [ж] на слух в слоговых рядах и воспроизведение их по памяти.

Логопед: Молодцы! А сейчас я буду называть вам слоговые ряды, вы должны их внимательно послушать, запомнить и записать слоги через тире. Ёжик и лягушонок будут следить, чтобы вы не подсматривали друг к другу в тетрадь. Готовы?

Дети: да

Логопед называет слоговые ряды:

Ша – жа – жа, жу – шу – жу, ши - ши – жи.

Логопед: Хорошо, скажите, какое орфографическое правило повторяется в последнем слоговом ряду?

Дети: Жи-ши пишу с буквой «и».

Логопед: Скажите, какой гласный звук слышится в слогах «жи» - «ши»?

Дети: гласный [ы].

Логопед: Правильно, а какую гласную пишем?

Дети: гласную [и].

Логопед: Молодцы, поэтому мы и учим правило, что слоги «жи» - «ши» пишем с гласной [и], да? Ну-ка я посмотрю, все ли правильно написали.


Физкультминутка


Ёжик топал по тропинке

И грибочек нёс на спинке. (Ходьба на месте.)

Ёжик топал не спеша,

Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте и вертикальные движения ладонями перед собой)


А навстречу лягушонок,

Скачет, вытянувши ножки.

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте.)

Под кусток и молчок. (Присесть и поднести указательный палец ко рту)


  1. Дифференциация звуков и букв Ш-Ж в словах.

А) Развитие навыков звукобуквенного анализа.

Логопед: Очень хорошо. Ёжик с лягушонком любят играть в школу. Они записывают слова со звуками [ш] и [ж] каждый на своей доске. Давайте поиграем вместе с ними и поможем сделать им правильный выбор. Выходите к доске. Я буду называть слова, а вы записывать их или к ёжику на доску или к лягушонку.

Слова: Лыжи, шина, шиповник, жираф, машина, пружина, живот, ширма, жилет, кувшин, пушинка, жизнь.

Логопед: Молодцы, скажите, какое орфографическое правило снова повторяется во всех словах?

Дети: Жи-ши пишу с буквой «и».



Б) Совершенствование умения составлять словосочетания с предложенными словами.

Логопед: Чудесно, а ещё ёжик с лягушонком любят описывать предметы, то есть подбирать к предметам признаки. Тогда у них получаются словосочетания. Хотите попробовать составить словосочетания?

Дети: да

Логопед: Хорошо, садитесь на свои места, выберете себе по 3 слова из написанных на доске, составьте с ними словосочетания и запишите их через запятую в тетрадь.


Дети записывают в тетрадь словосочетания, например: новые лыжи, резиновая шина, душистый шиповник, пятнистый жираф, грузовая машина, железная пружина, большой живот, театральная ширма, папин жилет, разбитый кувшин, лёгкая пушинка, интересная жизнь.


Логопед: давайте прочитаем, какие словосочетания вы составили.

Дети по очереди читают словосочетания.


  1. Подведение итогов занятия:

Логопед: Замечательно, ребята! Итак, какие буквы мы повторили?

Дети: Ш, Ж

Логопед: Правильно. Назовите звуки, которые обозначаются этими буквами.

Дети: звуки [ш] и [ж].

Логопед: Охарактеризуйте звук Ж .

Дети: Звук Ж – согласный, твёрдый, звонкий.

Логопед: Охарактеризуйте звук Ш.

Дети: Звук Ш – согласный, твёрдый, глухой.

  1. Рефлексия:

Логопед: Правильно! Вспомните героев занятия

Дети: ёжик и лягушонок

Логопед: Молодцы! Я вам раздаю картинки с нарисованной лесенкой. Нарисуйте себя на одной из трёх ступенек: Я работал отлично, я работал хорошо, я буду стараться. Сдайте лесенки. Вы сегодня хорошо поработали, хотя и допускали ошибки. Но ёжику и лягушонку понравилось с вами играть и в подарок они дарят вам свои портреты, которые вы сможете раскрасить. Спасибо. Занятие окончено.

















Прочитай описание героев занятия и отгадай, кто они.


Первый герой – колючий, серый, шустрый, маленький, питается мышами, любит яблоки, молоко, грибы.


Второй – зелёный, гладкий, мокрый, любит мошек, червяков, мух.



Прочитай описание героев занятия и отгадай, кто они.


Первый герой – колючий, серый, шустрый, маленький, питается мышами, любит яблоки, молоко, грибы.


Второй – зелёный, гладкий, мокрый, любит мошек, червяков, мух.



Прочитай описание героев занятия и отгадай, кто они.


Первый герой – колючий, серый, шустрый, маленький, питается мышами, любит яблоки, молоко, грибы.


Второй – зелёный, гладкий, мокрый, любит мошек, червяков, мух.




















































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Кириллова Екатерина Владимировна

Дата: 06.04.2016

Номер свидетельства: 315895

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект занятия на тему: «Дифференциация букв Ё-Ю в слогах, словах, словосочетаниях.»"
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-zaniatiia-na-tiemu-diffierientsiatsiia-bukv-io-iu-v-sloghakh-slovakh-slovosochietaniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "315893"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459969830"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков и букв Г-К в слогах, словах, словосочетаниях»."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_zaniatiia_na_temu_differentsiatsiia_zvukov_i_bukv_g_k_v_slogakh_slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "574867"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1615062905"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: Дифференциации звуков [с] [с’] [з] [з’] и  букв с-з на материале слов и словосочетаний"
    ["seo_title"] => string(129) "konspiektpodghruppovoghologhopiedichieskoghozaniatiianatiemudiffierientsiatsiizvukovsszzibukvsznamatierialieslovislovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "304193"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457682223"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока на тему "Различение оптически сходных букв и акустически близких звуков М-Н"."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_na_tiemu_razlichieniie_optichieski_skhodnykh_bukv_i_akustichiesk"
    ["file_id"] => string(6) "400263"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489503607"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Конспект индивидуального занятия по РСВ и ФП на тему: " Безударное О. Дифференциация Д-Т. Зимующие птицы""
    ["seo_title"] => string(101) "konspiektindividualnoghozaniatiiaporsvifpnatiemubiezudarnoieodiffierientsiatsiiadtzimuiushchiieptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "266742"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450225220"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства