Ход занятия:
-
Организационный момент.
Л.: Здравствуй, Антон. Как твои дела?
Р.: Здравствуйте. У меня все хорошо, спасибо.
Л.: Я очень рада. Мне приятно видеть тебя сегодня на нашем занятии. Садись ровненько, спинку держи прямо.
II. Сообщение темы занятия.
Л.: Антон, я сейчас прочитаю тебе стихотворение, а ты внимательно послушай.
(Логопед читает стихотворение, выделяя голосом звук [Л].)
Все бело, бело, бело!
Много снегу намело.
Вот веселые деньки!
Все на лыжи и коньки!
Л.: Антон, какой звук в этом стихотворении встречается чаще всего?
(Какой звук я выделяла голосом?)
Р.: Звук [Л].
Л.: Правильно. А как ты думаешь, какая тема нашего сегодняшнего занятия?
Р.: Звук [Л].
Л.: Правильно. А если точнее, то сегодня мы будем тренироваться в произношении этого звука.
III. Уточнение артикуляции и произнесение звука изолированно.
Л.: Для начала, Антон, давай вспомним, как правильно произносится звук [Л].
Р.: Губы немного растянуты в улыбке. Кончик языка находится у верхних зубов, а его боковые края прижаты к верхним зубам.
Л.: Антон, произнеси звук [Л].
Р.: [Л].
Л.: Молодец, ты произносишь звук правильно.
IV. Произнесение звука [Л] в словах.
Л.: Антон, ты представляешь, с планеты Земля похитили звук [Л]. Я только сегодня утром узнала, из новостей. У наших разведчиков есть сведения, что инопланетяне отдадут звук тому, кто разгадает загадку. Посмотри, загадка находится на этой планете, но чтобы до нее дойти нужно выполнить задания на всех других планетах. Давай попробуем это сделать?
Р.: Давайте.
Л.: Тогда полетели в космос. Итак, первая планета, на которой мы остановимся, называется «Лана». Жители этой планеты приготовили тебе следующие задания. Слушай первое из них.
Хлопни в ладоши над головой, если будет названо живое, большое со звуком [Л]:
Дом, комар, волк, пчела, осел, кит, плот, лошадь, книга, слон, потолок, козел, акула.
Л.: Хорошо. Ты справился с этим заданием. Но есть еще одно. Посмотри на стол (на столе разложены перевернутые картинки). Переверни картинки, называя каждую (ребенок переворачивает и называет). Теперь разложи эти картинки по ступенькам так, чтобы на первой ступеньке были картинки, в названии которых звук [Л] находится в начале слова, на второй – картинки, в названии которых этот звук находится в середине, на третьей звук [Л] в конце слова.
Л.: Замечательно. Итак, мы с тобой научились выделять слова со звуком [Л], а также определять его место в слове.
Л.: Следующая планета, на которой мы остановимся называется «Алан». Здесь нам предлагается сыграть в игру «Переделки»: сейчас я буду называть слово, а тебе надо будет заменить в этом слове первый звук на звук [Л] и назвать получившееся слово. Итак, начнем: кот.
Р.: Лот.
(Аналогично: мак, рожа, мука, рожки, коза).
Л.: Как здорово у тебя получается, Антон. Попробуй выполнить еще одно задание: послушай три близких по звучанию слова и назови то, что можно съесть:
- салат, халат, мармелад;
- калач, кулич, циркач;
- булочка, будочка, дудочка;
- пломбир,
- сало, залы, баллы;
- лук, сук, стук.
Л.: Ну и последнее на этой планете задание: подбери к словам противоположные по значению. Например: какое слово будет противоположным по значению слову «старый»?
Р.: Молодой.
Л.: Правильно.
(Аналогичная работа проводится со словами: горький, теплый, сытый, трусливый, грустный).
Л.: Умница, Антон. Ты справился с заданиями замечательно. На этой планете мы произносили слова со звуком [Л] и составляли слова с этим звуком.
V. Физкультминутка.
Л.: Прежде чем лететь на другую планету, давай мы с тобой немного отдохнем. Повторяй за мной движения.
Вверх, вниз, вверх, вниз –
Это вовсе не каприз.
Вправо, влево, вправо, влево,
Чтобы шея не болела.
Покивать по сторонам
Нужно нам, так нужно нам.
И Незнайками побыть,
Плечи вверх и опустить.
Плечиками повращать,
Нужно плечики размять.
Вперед, назад, вперед, назад,
И все дела пойдут на лад.
(Движения выполняются соответственно тексту).
VI. Произнесение звука [Л] в предложениях.
Л.: Антон, а ты знаешь, какой буквой на письме обозначается звук [Л]?
Р.: Да, буквой Л (эль).
Л.: Правильно. Молодец. Посмотри вот она. Нужна она нам для следующего задания.
Л.: Мы попадаем на планету «Лут». И сразу тебе интересное задание. Посмотри, Антон. В этом поле зашифрована пословица. Расшифруй ее, используя план. Каждая стрелка обозначает слово.
(Дидактическая игра «шифровщик», работа с пословицей).
Л.: Еще тебе предлагается прослушать предложения и исправить ошибки в них.
Стол положил ложку на Володю. Велосипед сел на Михаила и поехал на футбол. Жук стучал по коре и искал дятла. Гол играл в ворота и забил в футбол Володю. Стул сел на Михаила.
(Ребенок произносит предложения правильно).
Л.: Хорошо. А попробуй справиться со следующим заданием. Я начну, а ты закончи: Я долго мыла полы. Ты…. (он, она, мы, вы, они).
Л.: Вот звук [Л] повстречался нам и в предложениях.
VII. Итог занятия.
Л.: Все испытания ты преодолел удачно. Мы с тобой попали на нужную планету. И вот тебе загадка от инопланетян:
Треугольная доска,
А на ней три волоска,
Волосок – тонкий,
Голосок – звонкий.
Р.: Балалайка.
Л.: Умница. Ты правильно отгадал загадку, и инопланетяне освободили наш звук, он с радостью возвращается на планету Земля.
Л.: А ты заметил, что в заданиях часто встречались слова со звуком [Л]?
Р.: Да.
Л.: А как ты думаешь, почему мы так часто произносили этот звук?
Р.: Чтобы научиться правильно его произносить.
Л.: Ты прав. Умница. Сегодня мы закрепляли правильное произношение звука [Л]. Мне очень понравилось, как ты себя сегодня проявил. Ты меня очень порадовал. Можешь идти. До свидания.
Р.: До свидания.