Просмотр содержимого документа
«Автоматизация звука [р] в словах.»
Тема: «Автоматизация звука[р] в словах.
Цели: учить правильному произношению звука [р]. Уточнять и обогащать словарь по теме «Транспорт». Учить звуковому анализу слов. Развивать орфографическую зоркость. Развивать память, мышление, фонематический слух, артикуляционную моторику и мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывать дополнительную мотивацию к учению.
Содержание урока.
Организационный момент.
Сегодня нам с вами предстоит работать с одним из самых красивых, но трудных звуков. Догадайтесь сами, какой звук спрятался в картинках и словах? (на доске картинки: трамвай, парусник, трактор; в словах пропущена буква «р»).
- Что изображено на картинках? (средства передвижения).
- Назовите предметы одним словом? (транспорт).
- Какую букву вставили в словах? (буква «р»).
- Какой звук она обозначает? ([р], [р]).
Сообщение темы урока, цели.
Итак, на уроке мы будем работать со звуком [р] в словах.
Мы продолжаем учиться правильному произношению звука [р]. Учиться звуковому анализу слов. Обогащать свои знания по теме «транспорт», вспомним названия транспортных средств и видов транспорта. Будем развивать орфографическую зоркость, память, мышление, фонематический слух, артикуляционную и мелкую моторику.
Артикуляционная гимнастика.
Чтобы звук [р] был действительно был красивым и правильным, потренируем свои органы речи. Приготовьте зеркала.
Упражнения: 1. «Улыбка – трубочка».
2. «Маляр».
3. «Качели».
4. «Лошадка».
5. «Болтушка».
6. «Заведем моторы» [д-д-д], [р-р-р].
Громко, тихо, шепотом.
Характеристика звука.
Итак [р]!
- Какой это звук? (согласный). Может быть твердый и мягкий. Произнесите. Всегда звонкий.
Приготовим пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика.
Называть мы транспорт будем:
Поезд, лодка, самолет,
Про автобус не забудем
И машину – вездеход.
1,2,3,4 – едем мы в автомобиле,
И плывем на корабле.
Но быстрей на вертолете
Прилети к родной земле.
Запишите число и тему: «Звук [р] в словах».
Спишите слова, поставьте в них ударение, подчеркните гласные буквы, определите количество слогов в словах.
Беседа. Так как мы будем говорить сегодня о транспорте, расскажите:
- зачем люди изобрели машины?
- какие виды транспорта вы знаете?
Приведите примеры транспортных средств по видам. В каких словах вам встретился [р]? Определите место звука. (катер, вертолет, трактор, трамвай, троллейбус, грузовик, ракета).
Загадка.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга зацепились
И помчали в путь далек,
Лишь оставили дымок. (поезд)
Из каких частей состоит поезд? (из вагонов и паровоза)
Игра «Выбери картинку на звук [р]».
К нам приехал паровоз.
И игру с содой привез.
Давайте поиграем. Выберите картинки со звуком [р] и разместите их по вагончикам: в первый – слова со звуком [р] в начале слова; во второй – со звуком [р] в середине слова; в третий – звук [р] в конце слова.
Произнесите слова, выделяя [р]. Определите местонахождение звука. В какой вагончик сядут?
Игра «Загадочные пассажиры».
Дети собирают картинки животных из разрезанных частей. Какие пассажиры приехали в поезде? В названиях каких животных встречается звук [р]? (жираф, зебра, крокодил).
Физминутка.
Ребята, загадочные пассажиры приглашают вас на музыкальную паузу.
После веселого отдыха пора приниматься снова за работу.
Выполним цифровой диктант. На доске картинки под номерами. Дети называют их: машина 1, автобус 2, грузовик 3, самолет 4, вертолет 5, лодка 6.
Разгадайте загадки и запишите только номера отгадок.
Дом по улице идет,
На работу всех везет
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (автобус).
Летит птица – небылица,
А в нутрии народ сидит
Меж собою говорит. (самолет).
Не летает , не жужжит
Жук по улице бежит
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (машина).
Летит стрекоза,
Крыльями машет,
А шумит. (вертолет).
Силач на четырех ногах
В резиновых сапогах
Прямиком из магазина
Притащил мне пианино. (грузовик).
Едет воз без колес –
Колеи не оставляет. (лодка).
Проверим результаты. Учитель пишет на доске цифрой ряд.
Работа на доске и в тетрадях.
Запишите названия транспортных средств по – порядку. Расставьте ударение в словах. Подчеркните все гласные буквы. Надпишите количество слогов над словами.
Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга и оцените.
Звуковой анализ слова.
Разберите слово по звукам: катер.
Самостоятельная работа.
«Мозаика звуков». Вспомните, что обозначают символы? Выберите слово и составьте звуковую схему из мозаики.
Составьте предложение, используя слова обозначающие транспорт.
Подведение итогов.
Над каким звуком работали? В каких названиях транспортных средств есть [р]? Охарактеризуйте [р].