Тема: «Автоматизация звука «Р»»
Цели:
Закрепить навык четкого произношения звука «Р» в слогах, словах, фразах;
Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление;
Учить определять позицию звука в словах;
Делить слова на слоги;
Работать над предложением;
Учить составлять рассказ по опорным картинкам «Роща».
Оборудование: зеркала, предметные картинки, схема, конверты, домики, наборное полотно, фланелеграф, опорные картинки: березки, грибы, орехи, сорока, ворона, воробей, девочка с ведром, мальчик с корзинкой, травка; фишки-грибки, письмо с заданием от «Каркуши», мягкая игрушка «Зайка», буквы Р А О Ц Ы И.
Ход урока.
1.Организационный момент
«Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре.
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим».
2.Отгадывание звука по описанию:
- Кончик языка находится за верхними зубами, воздушная струя заставляет дрожать его.
- Как вы думаете, о каком звуке мы сегодня будем говорить?
(О звуке «Р»).
3.Артикуляционная гимнастика:
- Улыбка - трубочка
- Лошадки
- Грибочки
- Дятлы (т- т- т)
4.Игра на развитие фонематического слуха « Узнай слово».
Слушайте внимательно, когда услышите слово со звуком «Р» поднимите синий флажок:
Вода, рама, парашют, девочка, шуба, подарок, здание, топор, буквы, гитара, барабанщик, дети, грач, друг, розетка, вата.
5.Игра «Посмотри и запомни»
Поросенок доктор тигр
Буратино корова бегемот
- Какие картинки на верхней строчке?
- Что на 1-м листе?
- Кто под поросенком?
- Назвать животных?
- Какая картинка лишняя? Почему?
- Как назовем одним словом Буратино, доктора Айболит? (игрушки)
6.Игра с заданиями от «Каркуши»
Предметные картинки: домик, конверт.
Ребята, пока мы с вами играли к нам прилетела «Каркуша» и принесла письмо от Незнайки, где он просит помочь выполнить задания. Иначе он навсегда останется жить у Бабы Яги в лесу. А папа и мама будут плакать.
- Разложите предметные картинки в домиках, где живет звук «Р»:
Конверты
Домики
- Назовите слова со звуком «Р».
- Со 2-й картинкой придумать предложение.
- Отгадайте загадки.
- Определите позицию звука «Р» в слове (начало, конец, середина)
Рак -где стоит звук? Вначале, кружочек положим на 1-й квадратик.
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит.
Случай не упустит:
Сядет и укусит.
/Комар/
В воде она живет,
Нет клюва, а клюет
/рыба/
Без рук рисует,
Без зубов кусает.
/мороз/
Шагаешь- впереди лежит,
Оглянешься- домой бежит
/дорога/
Не огонь, а жжется
/крапива/
Весь я горбатый,
А нравлюсь ребятам
/верблюд/
Стоит в поле кудряшка-
Белая рубашка,
Сердце золотое.
Что это такое?
/ромашка/
- Физ. Минутка
- Составление рассказа «Роща» по опорным картинкам.
Сорока Рома Корзина
Ворона Рая Ведро
Воробей Березки Грибы
- Дети, посмотрите на картинку.
- Назовите предметы изображенные на ней.
- Придумайте имена детям, чтобы в имени был звук «Р».
- Придумайте предложения к каждой картинке.
- Куда пришли дети?
- Что несет Рая?
- Что несет Рома?
- Кого они увидели в лесу?
- Как кричала сорока?
- Как кричала ворона?
- Как кричал воробей?
- Что растет в лесу?
- Как называется лес, где растут березки?
- Что рвут дети?
Дети пришли в рощу. В роще растут березки и грибы. Рая несет ведро, Рома держит корзину. В роще много птиц. Ворона каркает. Сорока трещит. Воробей чирикает. Рая и Рома собирают грибы. Они рады.
- Игра «Кто больше нарвет грибов?»
Фишки-грибы
Дети называют слова со звуком «Р»
7.Итог урока. Оценка работы учащихся.