Конспект логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука»
Цель: автоматизировать звук [р] с применением здоровье сберегающих технологий в слогах, словах и предложениях.
Задачи занятия:
Воспитательные: воспитание любознательности, творческого воображения, навыка самоконтроля и организованности в работе.
Образовательные: отрабатывать навык произношения звука [р] в слогах, словах и предложениях; формировать положительное отношение к своей речи; расширять и обогащать словарь.
Коррекционно-развивающие: развивать нормализацию моторики подвижности артикуляционного аппарата; развивать фонематический слух, внимание, память, речь, интеллектуальное мышление (сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы); развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций; развивать координации движений, через игру и использование здоровьесберегающих технологий.
Инновационный компонент: использование сказкотерапии; использование зрительно-поискового тренажера; использование поискового метода на занятии; компьютерный тренажер «Игры для тигры».
Перечень формируемых универсальных учебных действий
Коммуникативные: умение вести диалог в соответствии с требованиями речевого этикета.
Личностные: развитие интереса к предстоящей деятельности, формирование мотивации; проявление инициативы, самостоятельности; выполнение действий по словесной инструкции; формирование умения работать по правилу и по образцу; формирование позитивного отношения к себе и к окружающему миру.
Познавательные: способность и умение производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.
Регулятивные: выполнение действий схематизации и моделирования; оценка деятельности сверстников; самооценка собственной деятельности.
Оборудование: игрушка тигр, «Игры для тигры», зеркало, презентация, компьютер.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Рефлексия эмоционального состояния. - Если хорошее настроение и готов к работе - отстукать // //, если плохое – отхлопать / / /. - Улыбнись.
Самомассаж. - Прежде чем начать наше занятие, нам необходимо разбудить наши пальчики, наши глазки и нашу голову. - Как обычно мы это делаем?
Пальчиковая гимнастика. - Упражнение «Колечки» с перечислением дней недели. Отгадав загадку, ты узнаешь, кто к нам пришёл на занятие.
У меня усы, длиннющий хвост и я люблю рычать.- К нам на занятие пришёл тигр.
II. Основная часть.
- Сообщение темы занятия. - Он любознательный тигр. Ему очень будет интересно с тобой заниматься и произносить.
- Игра «Подай голос». - Повернись ко мне, поиграем. - Изобрази рысь РРРРРР. - Кот умывается и мурлыкает МУРРРРРРР. - Ворона сидит и каркает КАРРРРРР. - Ты произносила что? догадалась, какая тема?
- Дыхательное упражнение с компьютерной программой «Игры для тигры». - Давай будем выдыхать длительно. - Надо набрать воздух через нос, сделай вдох, плечи не поднимай. Следи, чтобы щёки не надувались, не поднимай плечи. На одуванчиках все парашютики должны улететь. - Сделай глубокий вдох носом, плечи не поднимай, а затем медленно выдыхай воздух, не надувая щёк и все «парашютики» на одуванчиках улетят.
- Артикуляционная гимнастика. - Повернись к зеркалу. Тигр будет следить. (СКАЗОЧНЫЕ СЛАЙДЫ) - Сядь ровно, руки положи на колени. «Улыбочка», «Лошадка» Щёлкаем язычком. «Маляр» Открой рот. Широким кончиком языка «гладим» от верхних зубов до мягкого нёба. «Грибок» Надо присосать язык к нёбу. Рот раскрой широко. «Гармошка» Улыбнись. Приоткрой рот. Приклей язык к нёбу. Не отпуская языка, закрывай и открывай рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
- Артикуляция звука и его характеристика (профиль) (СЛАЙД) - Проверь, правильно ли у тебя работают Губы в положении следующей гласной, Зубы сближены, не соприкасаются, Кончик языка поднят к альвеолам за верхними резцами, вибрирует, Идёт сильная, тёплая воздушная струя горлышко «работает». - Согласный, твёрдый, звонкий
- Автоматизация изолированного произношения звука [р] (СЛАЙД) - Мне сорока на хвосте принесла новость. Тигр забыл, как надо правильно рычать. - Мы поможем тигру рычать. - Давай будем рычать громко, грозно, сердито.
- Игра на развитие внимания, фонематического слуха - Внимательно слушай, я называю слоги, ты хлопни в ладошки, если слышишь звук [р] в слогах: Па, ру, мо, но, лу, ры, ла, ра, тэ, лэ, ру, бэ, ро, па; в словах: груша, робот, ложка, норка, енот, буран, король.
- Автоматизация произношения звука [р] в слогах (СЛАЙДЫ) Тренироваться: Игра «Повтори» Слушает и проговаривает.
- Физминутка с движениями. Немного отдохнём с тигром. Мы, будем грозными тиграми Встань прямо Сделай прыжок И ещё Тигр решил посидеть Поглядел по сторонам И сел на своё место.
«Кулак ребро ладонь»Выполнить движения рук под счёт с речевым сопровождением: «Ладошки вверх, ладошки вниз, и теперь их на бочок, и зажмём в кулачок»
- Автоматизация правильного произношения звука [р] в словах (СЛАЙДЫ)- Отдохнула, и будем дальше учиться произносить звук [р], но уже в словах. Для этого Тигр приглашает тебя сесть за компьютер, и назвать слова, чётко проговаривая звук [р]: Зебры, рысь, жираф, корова, зубр.
Словарная работа: зубр – это животное, которое живёт в лесу, похоже на быка. Зубров очень мало осталось на земле, они занесены в Красную книгу, то есть на них нельзя охотиться.
Зарядка для глаз по тренажеру
Игра «Светофор». Где находится звук в начале, середине, конце слова. Ребёнок должен поставить фишку в одну из частей, определяя тем самым положение звука [Р] в слове.(Например: рак, рука, картошка, мартышка, шар)
Звукобуквенный анализ слова ТИГР
«Один-много» (слайд). Необходимо сосчитать круги.
Зрительно-поисковый тренажер. Посмотрите наверх и найдите: голубое облако и т.д.
- Автоматизация правильного произношения звука [р] в предложениях. Игра «Один, два, пять» (СЛАЙД). Игра «Составь предложение по образцу».
III. Итог занятия (СЛАЙД) - Вот и подошло к концу наше занятие. - Перечисли характеристику звука [р]. - Назови слова, где он звучал.
Рефлексия. - Молодец, хорошо занималась. Тигр ждёт и это тебе подарок за напряжённый труд - тигр на карточке. - Занятие окончено. До свидания.
Литература
- «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» /авт.-сост. С.А. Цабыбин – волгоград: Учитель, 2009.
- Логопедия: Методическое наследие. / Под ред. Л.С.Волковой: В 5-ти кн. - М., 2003.
- Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников. - М.: 1980.
- infourok.ru/material.html?mid festival.1september.ru/
- nsportal.ru/blog/uvlecheniya/all/poleznaya-literatura-dlya-pedagogov
- sibmama.ru/index.php?p=rech_motorika
- www.detiseti.ru/modules/newbb_plus/archive.php?forum