Конспект группового занятия для учащихся 1 класса по теме: "Звуки [с] - [с']. Буква С."
Конспект группового занятия для учащихся 1 класса по теме: "Звуки [с] - [с']. Буква С."
Представляю Вашему вниманию конспект группого занятия для учащихся первого класса, имеющих ОНР. Цель занятия - учить учащихся дифференцировать звуки [с] - [с'] изолированно, в слогах, в словах и словосочетаниях. Занятие направлено на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, а также на развитие слухового и зрительного внимания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. Познакомить детей с характеристиками звуков [с] - [с’].
2. Учить соотнесению звука с символом и буквой.
3. Учить дифференцировать звуки [с] - [с’] изолированно, в слогах, в словах и словосочетаниях.
4. Развивать навыки фонематического анализа и синтеза.
5. Развивать фонематическое восприятие.
6. Развивать слуховое и зрительное внимание.
Оборудование: ручка, простой карандаш, цветные карандаши, тетрадь, доска, мел, символы для обозначения звуков занятия, зеркала (на каждого ребёнка), предметные картинки.
Здоровьеразвивающий компонент:
создание благоприятной психологической атмосферы в группе;
упражнение для снятия утомления с мышц туловища, плечевого пояса и рук (физминутка);
беседа по теме «Вредные привычки».
Ход занятия:
I. Оргмомент.
1. Беседа по теме занятия.
- Послушайте слова и определите часто встречающиеся в них звуки: собака, стакан, сено, кисель, санки, кастрюля, сапоги, семь. (Звуки [с] - [с’])
2. Сформулировать тему занятия и записать её на доске.
II. Основная часть.
1. Определение нормы артикуляции изучаемых звуков (работа с зеркалами).
- Звуки [с] - [с’] на письме обозначаются буквой С.
3. Работа по развитию фонематического восприятия и слухового внимания.
- Сейчас я буду произносить различные звуки. Когда вы услышите звук [с] или [с’], хлопните в ладоши. (в, р, с, к, с’, н’, д, ф, с, т’, с’, б, с)
4. Работа со слогами.
- Прочитайте слоги, которые написаны на доске.
са сю си сос
со ус сы су
ся се ас сё
- Прочитайте слоги, где буква С будет обозначать твёрдый звук [с].
(са, со, ус, сы, ас, су, сос)
- Прочитайте слоги, где буква С будет обозначать мягкий звук [с’].
(ся, сю, сё, си, се)
- Открываем тетради. На первой строчке записываем слоги, где буква С будет обозначать твёрдый звук [с], а на второй, где буква С будет обозначать мягкий звук [с’].
- Какие слоги вы записали на первой строчке? (са, со, ус, сы, ас, су, сос)
- Какие слоги вы записали на второй строчке? (ся, сю, сё, си, се)
5. Рассказ о вреде курения.
- Сегодня я вам хочу рассказать о вредных привычках. Некоторые дети хотят показаться взрослыми и пробуют курить, пить вино. Встречаются и те, кто пробуют наркотики. Это очень вредные затеи. Ведь привыкнуть к плохому легко. Гораздо труднее потом избавиться от опасной привычки. Курильщик сначала и не замечает, как он отравляет свой организм. А ведь в табаке есть сильнейший яд – никотин. Он легко проникает в кровь, накапливается во внутренних органах и постепенно разрушает их. Только человек не сразу замечает это. Не у каждого хватает сил проявить характер и отказаться от сигареты в курящей компании. А ведь вредно даже находиться рядом с курящими, так как приходится вдыхать ядовитый дым. И через несколько лет тот, кто курит, начинает кашлять, задыхаться при беге или даже ходьбе, быстро уставать. И ждут курильщика болезни органов дыхания: астма, туберкулёз, рак. Не менее вреден и алкоголь. От него тоже страдают все внутренние органы, а особенно мозг. Отравление мозга приводит к тому, что человек глупеет, у него ухудшается память, он труднее усваивает новое.
Не менее вредны и наркотики. Чем раньше человек привыкает к ним, тем быстрее он умирает. Наркотики полностью высасывают из человека все его силы. Нет никакой смелости в том, чтобы пробовать наркотики. А вот если человек сумел в компании отказаться, значит, у него действительно есть смелость и воля.
Запомните:
1). Курение загрязняет лёгкие.
2). Курение затрудняет проникновение воздуха в организм.
3). Курение затрудняет нормальную работу сердца.
4). От курения желтеют зубы, и появляется дурной запах во рту.
6. Дифференциация звуков [с] - [с’] в словах.
Развитие зрительного внимания.
- Я буду показывать картинки, а вы должны записать их названия.
- Если в слове буква С обозначает твёрдый звук [с], поставьте под буквой С синюю точку, если в слове буква С обозначает мягкий звук [с’], поставьте под буквой С зелёную точку.
-Прочитайте слова, где буква С обозначает твёрдый звук (собака, слива, миска, сапоги, лиса, барсук, самовар, стакан).
- Прочитайте слова, где буква С обозначает мягкий звук (поросёнок, гусь, персик, осёл).
7. Физминутка.
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз
И учитель учит нас.
Руки в стороны поставим,
Правой левою достанем
А потом наоборот,
Будет вправо поворот,
Раз - хлопок, два - хлопок
Повернись ещё разок!
Раз – два – три – четыре,
Плечи выше, руки шире!
Опускаем руки вниз
И за парту вновь садись!
8.Развитие умений составлять словосочетания из двух слов (запись на доске).
- Составьте словосочетания, подбирая по смыслу слова.
серая галстук
шерстяные собака
сторожевая носки
синий сова
старый самокат
(Серая сова, шерстяные носки, сторожевая собака, синий галстук, старый самокат)
- Найдите и подчеркните букву С.
III. Итог занятия.
- Какие звуки мы учились различать на занятии? (Звуки [с] - [с’])
- Какой буквой на письме обозначаются эти звуки? (Буквой С)