Просмотр содержимого документа
«Конспекты занятий "Звуки В-Ф"»
Дата________ № Занятия______
Класс_______ Группа_________
Тема: Звуки [в], [ф].
Цель: формирование умения дифференцировать звуки [в], [ф].
Планируемые результаты
Предметные: научить дифференцировать звуки [в], [ф], образовывать форму творительного падежа; развивать графические умение и навыки.
Личностные: соблюдение правил поведения на уроке, умение выполнять упражнения по словесной инструкции.
Оборудование: предметные картинки, символы звуков, изображение букв, карточки с заданиями.
Ход занятия:
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Назови ласково» (чашка — чашечка, ложка — ложечка...).
Артикуляционная гимнастика
Дифференциация звуков
Логопед дает сравнительную характеристику звуков и объясняет:
— Звук [в] — согласный, звонкий; звук [ф] — согласный, глухой.
«Дятел — молоток».
Дети показывают картинку с изображением дятла, услышав звук [в], и молотка, услышав [ф]: ва-фа-ву-фы-фо... фара, фокус, волосы, совок, форма...
Дети повторяют слогоряд: ва-ва-фа фу-фо-ва ва-ву-фы • «Закончи слово».
Логопед произносит первый слог, дети продолжают: фа — фартук, ва — ваза, фо — фокус, фу — футбол...
«Колокольчик — барабан».
Логопед показывает пары картинок. Дети называют слова, определяют, в каком слове есть звук [в], а в каком звук [ф] и расставляют слова к «колокольчику» и «барабану»: жираф, волк, овощи, фрукты, туфли, валенки, шарф, варежки, диван, шкаф.
«Подбери словечко».
Дети должны подобрать по смыслу слова со звуками [в], [ф]. — Мальчики на улице играют в ... футбол.
- Мама на рынке купила ... фрукты.
— Зимой, выходя на улицу, надеваем ... варежки.
— У Даши длинные ... волосы.
— В цирке мы видели интересные ... фокусы.
Физкультминутка
«Две сестрицы»
Задание в тетради. Соедини по точкам, определи первый звук в слове.
Предметные: научить дифференцировать звуки [в], [ф], образовывать форму творительного падежа; развивать графические умение и навыки.
Личностные: соблюдение правил поведения на уроке, умение выполнять упражнения по словесной инструкции.
Оборудование: предметные картинки, символы звуков, изображение букв, карточки с заданиями.
Ход занятия:
1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на графические профили звуков (на доске, сопровождая показ указкой)
- При произнесении звуков [В-Ф] нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Звук [В] произносится голосом, значит, работают голосовые связки. Звук [Ф] – без голоса, голосовые связки отдыхают.
- Приложите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите долго звук [В]. Чувствуете, как голосовые связки дрожат?
- А теперь произнесите звук [Ф]. Что ощущаете? (голосовые связки не дрожат, отдыхают)
- Сделайте вывод, какой из звуков звонкий, а какой – глухой. Почему?
- Итак, звук [В] – согласный, звонкий; звук [Ф] – согласный, глухой.
- А теперь, давайте подумаем и скажем, где эти звуки мы слышим в окружающем нас мире. (Звук [В] мы слышим, когда гудит мотор (машины, самолета, вертолета, мотоцикла). Так играют маленькие дети с машинами)).
(Звук [Ф] мы слышим, когда закрываются или открываются двери автобуса, останавливается машина Камаз; так сдуваем свечку, спичку; так фырчит ёжик)
2. Речевая разминка
- Повторяете за мной по цепочке чистоговорки:
Ва-ва-ва - во дворе трава
Фа-фа-фа – у невесты фата
Во-во-во - бушуют волны
Фо-фо-фо – горят фонари
Вы-вы-вы – глазки у совы
Фы-фы-фы – фыркают ежи
3. Игра «Хлоп и топ»
- Поиграем в игру «Хлоп и топ» и узнаем, кто очень внимателен. Я буду называть слова со звуками[ В –Ф]. На слова со звуком В – топаете, со звуком Ф – хлопаете.
4. Нахождение картин со звуками [В – Ф], определение места звука в слове (в начале, середине, конце)
- Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки[ В-Ф]. Предлагаю распределить картинки между Ваней и Фаей. У доски будут работать двое, а остальные будут проверять правильность выполнения задания.
(После того, как дети распределят картинки, следует уточнить место звука в слове: в начале, середине, конце.)
- Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце.
Этот глаз — особый глаз. Быстро взглянет он на вас — И появится на свет Очень точный ваш портрет. (Фотоаппарат)
Весь день стоят на улице, Прохожими любуются. Их служба начинается, Когда уже смеркается, И не гаснут до зари Глаза ночные — ....(Фонари)
Логопед: С какой буквы начинаются эти слова? Дети: С буквы Ф.
II. Основная часть.
Сравнительная характеристика звуков, обозначающих буквы В и Ф.
Логопед: Скажите, пожалуйста, если мы подставим к букве В гласные 1-ого ряда, то какой звук будет обозначать эта буква твердый или мягкий?
Игра «Поймай звук».
Логопед: Если услышишь звук [В] – хлопните, а если [Ф] – то стойте ровно. Будьте внимательны!
ВУ – ВО – ФА – ФЫ – ВА – ФЫ – ОФ – ИВ – АФО – ОВУ – ОФЫ – УВА – УФА – ЫВУ – АФЫ
Дифференциация звуков в словах.
Игра «Скажи наоборот».
Логопед: Я назову слова со звуком [В], а вы замените звук [В] на звук [Ф] и сказать получившееся слово. Вата - (фата) Винт - (финт) Ваза - (фаза) Веня - (Феня) Вас - (фас) Сова - (софа)
Пальчиковая гимнастика «Магазин» .
Мы пришли в магазин. Мы купили торт —один, Плюшек — две, Ватрушек — три, А киви купили — сразу четыре!