Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия во 2 классе "Звуки гласные, согласные"»
Конспект логопедического занятия во 2 классе
«Звуки гласные, согласные».
Учитель-логопед Смирнова Тамара Юрьевна
Цель:
уточнение артикуляции гласных и согласных звуков;
развитие умения различать на слух гласные («а», «о», «у», «э», «ы», «и») и согласные фонемы;
закрепление знаний о гласных и согласных звуках;
развитие фонематического представления и восприятия, развитие слухового восприятия и внимания.
Оборудование: красные и синие кружки у каждого ученика, предметные
картинки, звуковые замки красного и синего цвета, цветные
магниты – символы, индивидуальные зеркала.
План и ход занятия.
I. Организационный момент.
— Сядет тот, кто стоит между …, за …, перед …, около …, рядом.
II. Введение в тему.
Вступительная беседа.
— На прошлом занятии вы узнали, что по способу образования все звуки
речи делятся на гласные и …?
— И согласные.
Прослушайте сказку о том, как живется этим звукам.
Сказка «Кому живется лучше?»
Как-то встретились в звуковом царстве-государстве два звука и разговорились.
— Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?
— А я гласный. Как ты поживаешь?
Согласный отвечает: Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, сплошная борьба! Что уж тут хорошего?
А как живешь ты?
Гласный восклицает:
— Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!
Мой голос слышен далеко-далеко. Я могу кричать «А – а – а!» С моей помощью люди аукаются в лесу, когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверно?
Согласный с унынием в голосе отвечает:
— Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо.Кричать я вообще не умею. А иногда голос то пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня — это то, что я не могу петь. Я не музыкален, а ты?
Гласный восторженно:
— Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. Вот так:
— А – а – а – а.
Я и песня нерасторжимы.
Согласный:
— Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!
— Кому же живется лучше – гласному или согласному?
— Какие отличия гласных звуков от согласных перечислены в сказке?
Вспомните и назовите основные признаки различения гласных и
согласных звуков. Чем отличается произнесение гласных звуков от
произнесения согласных?
— Сравним, как произносятся гласные и согласные.
— Когда произносим гласные, во рту нет никакой преграды: а, у, о.
— Когда произносим согласные звуки, во рту появляется какая-нибудь
преграда.
Артикуляционная гимнастика
— Чтобы звуки звучали красиво, их нужно правильно произносить.
«Лягушки улыбаются» «Хоботок» «Лопаточка»
Тянуть губы прямо к ушкам Подражаю я слону: Язык лопаткой положи
Очень нравится лягушкам. Губы хоботком тяну … И под счет его держи:
Улыбаются, смеются, они на трубочку похожи. Раз, два, три, четыре, пять!
А глаза у них, как блюдца. Подудеть в неё мы можем: Язык надо расслаблять.
Ду, ду, ду – ду – ду,
Ду, ду, ду – ду – ду!
Вдоль по улице иду я
И в большую дудку дую:
Ду – ду – ду, да ду – ду – ду,
Я по улице иду!
Физминутка
Наклоняемся вперёд –
Раз – два – три – четыре – пять,
(Наклоны вперед)
А теперь наоборот –
Раз – два – три – четыре – пять,
(Наклоны назад.)
Приседаем, три – четыре.
На любую гору в мире
Мы залезть, конечно, сможем,
Если тренируем ножки.
(Приседания.)
Поднимаем руки вверх,
Опускаем руки вниз.
И ещё разок теперь
Повтори-ка, не ленись!
(Поднимание и опускание прямых рук
через стороны над головой.)
А сейчас давайте вместе
Будем мы ходить на месте.
(Ходьба на месте.)
Превосходно мы размялись!
А теперь за парты сядем.
(Дети садятся за парты.)
III. Закрепление понятия «звук».
В звуковом царстве – государстве гласные и согласные звуки живут в звуковых замках. Взмахнул волшебник палочкой и показались замки. Какого цвета замки?
Этот замок … (красный).
А этот замок … (синий).
В Красном замке живут гласные звуки, их мы будем обозначать красными кружочками. (Цветные магниты)
В Синем замке живут согласные звуки, которые мы будем обозначать синими кружочками. (Цветные магниты)
— Что мы будем обозначать красными и синими кружочками? (Этими
кружочками будем обозначать речевые звуки: гласные и согласные.)
IV. Тренировочные упражнения на различение гласных
первого ряда и согласных звуков.
1. Игра «Красное – синее»
Цель. Развитие умения различать на слух гласные и согласные звуки.
Оборудование. Синие и красные кружки у каждого ученика.
◊ — Прослушайте ряд звуков. Назовите только гласные звуки.
◊ — Назовите только согласные звуки.
Логопед называет ряд звуков, предлагает запомнить и назвать только гласные. Затем ряд звуков повторяется, назвать только согласные.
А – п – с – о; А – п – р – с – ы;
У – к – т – э; К – м – н – о – э;
С – ш – э – у; И – л – р – ш – у.
◊ — Затем звуковой ряд повторяется, ученики выкладывают
соответствующие кружки.
2. Игра «Найди картинке её домик».
Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
Оборудование. Два картонных домика с кармашками для картинок и с кружочками на одном домике – красного цвета, на другом – синего; предметные картинки: утка, ослик, кот, санки, флажок, утюг, ботинки, ваза, груша, альбом, жук, мак, осы, домик, зонтик, лампа, носки, арбуз, платье, рыба.
Ход игры. У учителя на столе лежат стопочкой предметные картинки лицом вниз. Ученики по одному выходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, изображенный на ней, выделяют первый звук, определяют, гласный он или согласный, после чего кладут картинку в её домик (с синим или красным кружочком). Работа продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам.
3. Игра «Найди место». (Проводится индивидуально)
Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
Оборудование. Предметные картинки; два кружка, синий и красный, у каждого из учеников.
Ход игры. Учащиеся раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того, с гласного или согласного звука начинается название картинки.
V. Итог.
— Какие звуки речи учились различать? (Гласные и согласные.)
— Что такое звуки речи? (Это то, что мы произносим и слышим.)
— Чем отличается произнесение гласных звуков от произнесения согласных