Конспект логопедического занятия в 1 классе
в группе с «Общим недоразвитием речи»
логопед: Зорина Таисья Владимировна
ГУ «Школа-гимназия № 5 «А» отдела образования акимата города Костаная»
Тема занятия: "Гласные звуки и буквы"
Цели занятия:
1. Закрепить понятие о гласных звуках и буквах; продолжать развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами; формировать фонематический анализ и синтез; формирование правильного речевого дыхания. Развивать слуховую память и внимание. Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание. Развивать орфографическую зоркость и орфографическую память. Продолжать работу над развитием связной речи у учащихся. Развивать мелкую моторику у детей.
2. Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение). Развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение.
3. Воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство взаимопомощи, уважения к мнению других; – продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.
Оборудование: компьютер, карточки, картинки, веер букв, букв из наждачной бумаги, зеркала, мыльные пузыри, пособие с пуговицами, пшено+коробочка, цифровая линейка.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сейчас сядут дети, чье имя начинается на гласный звук (дети по очереди называют свои имена и садятся).
- А теперь сядут дети, чьё имя начинается на согласный звук.
II. Повторение пройденного.
- Какие звуки и буквы есть в русском языке? (Гласные и согласные)
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
- С какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?
- Почему они называются гласными?
(Потому что они тянутся, поются голосом и не втречают во рту преграды. Голосом – гласом, поэтому их так и называют – гласные)
Этот звук всегда поётся,
Этот звук как песня льётся.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!
- Сколько гласных звуков в русском языке?
- Каким цветом они обозначаются?
III. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
- Для того чтобы правильно произносить все звуки: четко и красиво. Мы выполним с вами артикуляционные упражнения.
(Презентация)
- А сейчас ребята мы выполним с вами упражнение на дыхание, поскольку звуки речи образуются при выдохе. Кто еще раз напомнит всем, как образуется правильное речевое дыхание? Чего мы не должны допускать при выдохе?
(Мыльные пузыри)
IV. Работа на уровне звука.
Игра “Эхо”.
- Ребята, повторите, что вы слышите: АУИЫ УАО АЭИЫ ЭУАЫ ОУИА АУИЫ
Песенка гласных
- Какие звуки вы слышали и произносили? (Гласные звуки)
– Сколько всего гласных звуков существует? (6)
– А сколько гласных букв в русском алфавите? (10)
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается …(гласный)
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке ребенка баюкать,
Но не желают скрипеть и ворчать.
- А теперь наши звуки и буквы захотели с нами поиграть.
1. Дидактическое упражнение : “Узнай букву на ощупь”.
Цель: Развивать память, внимание и тактильное восприятие.
Детям завязывают шарфиком глаза. Ребенок должен с закрытыми глазами определить букву.
Логопед дает ребенку карточку, на которой приклеена печатная буква из наждачной бумаги: А, О, У, И, Ы.
- Ребята, какую гласную букву мы здесь не увидели, но мы её уже знаем? (Буквы Э)
2. Дидактическое упражнение «Волшебная коробочка»
Цель: Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание.
- Ребята, у вас на партах лежат волшебные коробочки с пшеном. Я буду называть слова, а вы нарисуете в коробочках, ту гласную букву, которая есть в этом слове и с помощью цифровой линейке определите место гласного звука в слове:
ЛУК, СЫР, МАЛ, ВЫЛ, СОЛЬ, ЛИС, СЭР, ВОЛК, КИТ, МОРЖ, РЫСЬ, СЛОН.
V. Пальчиковая гимнастика.
«Медвежата» - веселые пуговички.
- К нам в гости пришли веселые медвежата. Посмотрите, какие веселые пуговички у них есть. Наши пальчики сейчас будут бегать и шагать по красным и зеленым пуговичкам.
(карточки с медвежатами, с нашитыми на них пуговичками)
VI. Работа на уровне слога и слова.
1. Сколько слогов в слове?
Логопед раздает картинки, дети должны слове вставить в окошечком вагончиком картинку с определенным количеством слогов. Ребенок объясняет сколько слогов в слове и как он определил.
(картинки + паровозик с вагончиками по количеству слогов)
2. Работа на уровне слова.
На столе разложены перевернутые карточки со словами:
СОСНА
КАМЫШ
РАНО.
ВЕСНА
БАНКА
- Ребята, послушайте внимательно задание: прочитайте слово, разделите его на слоги, поменяйте слоги местами, назовите слово, которое получилось.
Дети выполняют задание: соc|на – на|сос - а|`о .
VII. Физминутка
Д/ упр. «Скажи наоборот». Работа на уровне предложения.
Карточки – противоположности
Составь предложение с 2-мя словами.
VIII. Работа на уровне текста, развитие связной речи.
Жили-были три котёнка. Один был чёрный, другой серый, третий весь белый. Увидели котята мышь – и за ней. Мышь прыгнула в муку. Котята – за ней. Мышь убежала в норку. А из банки вышли три совсем белых котёнка.
(37 слов)
(В. Сутеев)
Вопросы и задания:
1. О ком говорится в рассказе В. Сутеева?
2. Что это были за котята?
3. Какой занятный случай произошёл с нашими героями?
4. Как бы ты озаглавил этот рассказ?
5. Каким ты себе представляешь каждого котёнка? Расскажи.
6. Какое настроение появилось у тебя после прочтения этого отрывка?
- Обведи все гласные буквы в тексте красным цветом.
Постарайся дома прочитать рассказ В. Сутеева «Три котёнка» полностью.
IХ. Итог занятия.
- Над какой темой мы сегодня с вами работали?
- Что вам понравилось на занятии?
- С чем вам было трудно справиться?
- Спасибо всем за отличную работу на занятии!