Конспект тематического занятия по обучению грамоте
с использованием нетрадиционных форм обучения
в подготовительной группе.
Тема: «Лесная школа»
Воспитатель подготовительной группы
Скрипник Валентина Владимировна
Тип по способу организации: подгрупповое
Программное содержание: учить составлять предложения по схеме с применением приема мнемотехники; определять количество слогов в слове, систематизировать знания детей о гласных и согласных звуках; закреплять
умение подбирать слова с заданным звуком. Выполнять звуковой анализ слов, используя условные обозначения. Закреплять навыки чтения. Развивать связную речь, фонематический слух. Воспитывать желание говорить правильно.
Оборудование: дидактическое пособие «Да-нет-ка», звуковое пособие «Часики», пприщепки с обозначением звуков, дидактическое пособие «Звуковые круги». Карточки-схемы для составления предложений, фишки для звукового анализа, картинки животных, ребус, дневник, игрушка сова.
Предварительная работа: игры на развитие слухового внимания, составление предложений по схемам, звуковой анализ слов.
Ход занятия:
- Организационный момент:
Дети стоят в кругу.
Ребята, у нас сегодня гости, и они очень хотят узнать, как вас зовут. Давайте положим свое имя на ладошку и передадим гостям, только имя должно быть ласковое. ( Дуновение на ладошку)
- Сюрпризный момент:
Ребята, за окошком кто-то промелькнул.
Кто-то бросил к нам в оконце посмотрите письмецо.
Может это лучик солнца, что щекочет нам лицо
Может это воробьишко пролетая, уронил
Может кот письмо как мышку на окошко заманил.
На нем написано «Детям группы Колобок». Давайте прочитаем. «Дорогие дети, вы скоро пойдете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я приглашаю вас в свою лесную школу, и если вы справитесь с моими заданиями, я буду уверена, что вы готовы к школе!» А вот узнать, кто написал нам письмо, поможет подсказка. (Показываю детям ребус - сова)
Правильно дети, это сова. Но прежде, чем пойти в лесную школу, давайте вспомним правила поведения в школе.
-Не кричать.
-Внимательно слушать учителя.
-Если знаешь ответ, подними руку.
А для того чтобы мы оказались в лесной школе сова нам приготовила волшебные орешки. Вам необходимо закрыть глаза и уловить аромат от волшебного ореха.(раздаю детям орехи, они закрывают глаза и под музыку повторяют за мной слова.
- Аутотренинг (под музыку)
Ярко светит солнышко, дует легкий ветерок
В небе кружится белый пушистый снег.
Он падает на землю неслышно.
Мы идем по лесу тихо, чтобы не вспугнуть лесных жителей.
Дует легкий ветерок. Нам легко и приятно.
Вот мы и в лесной школе.
Дети здороваются с совой и садятся за парты.
В: ребята, в этих конвертах Сова приготовила для нас задания.
Открываю конверт, достаю схему предложения.
Дети, как вы думаете, что это? Ответы детей.
А что такое предложение?
Да дети, предложение - это несколько слов, которые дружат между собой. Скажите, что означает каждая полоска на схеме? Как пишем первое слово в предложении? Что ставим мы в конце предложения? Посмотрите на схему предложения нашей Совы, сколько слов здесь? Придумайте предложение по этой схеме. А так как сейчас на улице зима, пусть оно будет тематическим, о зиме. И помогут в этом наши подсказки.
- При помощи схем дети составляют предложения ( метод мнемотехники)
А если я изменю, знак в конце предложения и поставлю знак вопроса, каким станет предложение? (Вопросительным).
Произнесите свои предложения так, чтобы они стали вопросительными? (3-4 варианта ответа).
А если я поставлю в конце предложения восклицательный знак, каким станет предложение? (Восклицательным)
В словах живут…(буквы), а в буквах…(звуки)
Какие звуки вы знаете? (гласные и согласные)
А согласные звуки бывают - твердые и мягкие, звонкие и глухие
- Дидактическая игра «Звуковые круги»
Помогите сове, определить какой звук слышится на первом месте в словах.
Перед каждым ребенком круг с картинками и прищепки, на которых схемы гласных и согласных звуков.
В: ребята, вы должны по первому звуку в названии картинки, определить какой это звук. Например: зонт-первый звук (з) согласный, твёрдый, поэтому я беру прищепку с обозначением твердого согласного (одна полоска)
Дети выполняют задание.
В: молодцы!
Звенит звонок.
Перемена ( Подвижная игра)
Перемена, перемена, можно прыгать, можно бегать.
Можно просто посидеть, головою повертеть.
Слева друг и справа друг, справа другу поклонись, слева другу улыбнись.
Крепче за руки возьмитесь и по кругу пробегитесь.
Стоп, звонок, пора нам в класс ведь урок у нас сейчас
Открываю второй конверт, читаю
- Ребята, помогите выложить на звуковых линейках слова. А вот узнать какие слова необходимо выложить, нам поможет наш волшебный круг.
Использование метода ТРИЗ «Да-нет-ка»
При помощи игры «Да-нет-ка» дети отгадывают загадки. (лось, елка, сова)
Используя карточки, дети проводят звуковой анализ отгаданных слов.
В: молодцы!
Звенит звонок. Перемена. Психогимнастика «Эмоции».
Уже круг, шире круг. Видим руки, нет рук.
Упражнение начинаем, руки выше поднимаем
Кулачки зажали, тихо посчитали 1 2 3 4 5 – руки могут отдыхать.
Улыбнулись, рассердились, очень сильно удивились.
Оказались за рулем мы машину вдаль ведем.
Крепко руль держали, ехали устали
1 2 3 4 5 – руки могут отдыхать
Улыбнулись, рассердились, очень сильно удивились.
На корабль мы попали, волны сильно нас качали
Чтоб случайно не упасть, ноги надо напрягать
1 2 3 4 5 – ноги могут отдыхать.
Вот мы на велосипеде едем, едем
Все проехали дороги, отдыхают наши ноги.
Улыбнулись, рассердились, очень сильно удивились.
Дождь пошел, и сильный ветер задрожали наши дети
Все наше тело в напряженье, очень трудно без движенья
1 2 3 4 5 – тело может отдыхать.
Открываю третий конверт и читаю. Помогите расселить жителей леса по этажам.
Мы с вами должны отгадать загадки Совы и расселить этих лесных жителей в домике по этажам. На первом этаже живут животные, в названии которых один слог, на втором этаже – два слога, а на третьем – три слога.
1. С ветки на ветку могу я летать, рыженький хвост никому не поймать.
Некогда летом в лесу мне играть, надо грибы для зимы собирать. ( Белка)
На каком этаже живет белка?
2. Этот зверь родня собаке, его по вою каждый знает.
В охоте серый знает толк. Угадали? Это…(Волк)
На каком этаже живет волк?
3. С тобой не знаком, свернется клубком.
Молочка ему нальешь - развернется колкий…(Ёж)
На каком этаже живет еж?
4. Летом ходит без дороги, среди сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Медведь)
На каком этаже живет медведь?
5.У кого из зверей
Хвост пушистей и длинней? ( Лисица)
На каком этаже живет лисица?
Слышится чихание.
В: ребята, а звери простудились, ведь зима наступила.
А как же звери лечатся? (ответы детей)
Я предлагаю для наших гостей приготовить сухой чай.
Пройдите в лесную лабораторию, наденьте фартуки и подойдите к столам.
Перед каждым из вас лежат рецепты, прочитайте их внимательно. А в зеленые конверты вы будете насыпать ингредиенты. Дети выполняют задание.
А теперь мы с вами эти конверты передадим гостям и пожелаем, что? Ответы.
Дети, Сова мне сказала, что вы готовы к школе. Нам пора возвращаться в детский сад.
Возьмем наши волшебные орехи, закроем глаза.
Звучит музыка.
Ярко светит солнышко, дует легкий ветерок
В небе кружится белый пушистый снег.
Он падает на землю неслышно.
Мы идем по лесу тихо, чтобы не вспугнуть лесных жителей.
Дует легкий ветерок. Нам легко и приятно.
Вот мы и вернулись в группу.
Вам понравилось в лесной школе? Какое задание вы считаете самым трудным? Какой урок для вас был легким?