Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия во 2 классе "Предложение и слово".»
Тема: Предложение. Слово. Дифференциация понятий.
Цель:
1. Формировать знания о предложении как единице речи, вспомнить правила о предложении.
2. Дифференцировать понятия «предложение» и «слово», научить различать набор слов и предложение, самостоятельно составлять предложение из слов.
3. развитие лексики по теме «Осень»
4. Развитие внимания, памяти, мышления, связной речи.
Оборудование: индивидуальные комплекты карточек со словами.
Ход занятия.
I. Орг.момент. - Какое сейчас наступило время года? Как мы об этом узнали? Вспомним признаки осени.
II. Уточнение знаний о речи, предложении, слове.
1. - Для чего нужна человеку речь? Какая бывает речь? (устная и письменная) Чем отличается письменная речь от устной?
- Все, что мы с вами говорим, это наша речь. А из чего состоит наша речь? Вы считаете, из слов? Если скажем слово «книга», нам понятно о чем хотели сказать? Мы назвали предмет, но ничего о нем не сказали. А вот так: «Книга лежит на столе». Стало ясно? Что я произнесла? (предложение)
Послушайте, что я вам скажу: стул, села. Мы так говорим? Конечно, нет. Значит, наша речь состоит не совсем из слов, а из… предложений.
- А что такое предложение? Вот послушайте, что я скажу. Кошка, на, окно, стена, пол. Это предложение? Кошка села на окошко. А это - предложение?
- Вывод. Предложение – это законченная мысль.
2. Повторение правил о предложении .
Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения.
III. Дифференциация понятий «слово», «предложение»
– Можно ли назвать то, что я скажу, предложением? Если вы услышите предложение поднимите флажок (карточку) синего цвета, а если это просто набор слов – красный флажок.
Желтый красный листья дерево
На ветках дерева желтые и красные листья.
Зоопарк зебра жираф звери.
В зоопарке мы видели жирафа.
Птицы собрались улетать на…
Птицы собрались улетать на юг.
Физминутка.
Игра «Найди свой листок»
Каждый ребенок получает листочек (дубовый, кленовый, березовый). Дети рассматривают свои листья, запоминают их цвет и форму. Логопед берет бубен и стучит в него, дети кружатся со своими листиками. Вдруг «подул ветер» (бубен зазвенел), дети, бросая листья, бегают по кругу. Затем бубен вновь застучал, и по этому звуковому сигналу каждый ребенок должен отыскать свой листок.
Дыхательные упражнения.
Дети, следуя указаниям логопеда, дуют на свои листики (не надувая щек), изображая при этом то
«слабый ветерок», то «сильный ветер», то «ветер, колышущий листья».
IV. Работа с деформированным предложением.
- Нужно из этих слов составить предложение.
Стало, реже, солнце, светить.
Красный, желтый, цвет, деревья, окрасились, в.
Чаще, дождь, идет. Стаями, птицы, собираются, готовятся, и перелету, к.
Звери, лесные, зиме, к , готовятся.
- У кого какое предложение получилось? Запомните его.
V. Запись предложений, работа с текстом.
1.Вспомним правила о предложении.
- Как пишутся слова в предложении? Слитно или отдельно друг от друга?
- А как пишутся «маленькие слова» – предлоги? Тоже отдельно от других слов.
- Что ставим в конце ?
- С какой буквы начинаем писать первое слово?
2.- Запишем составленные предложения по памяти. (оставим одну строчку свободной)
3. Связаны ли эти предложения по смыслу? Да, значит, у нас получился текст. О чем в нем говорится? Какие признаки осени описаны? Что происходит в природе осенью? Как назовем наш текст? Запишите название в той строчке, которая у нас осталась свободной. Это название текста.
Пальчиковая гимнастика.
Дождь. Град. Солнце. (стучат по парте подушечками, пальцев (дождь идет), затем костяшками (град пошел), затем сцепив руки в замок, поднимают и опускаю пальцы (солнышко сияет).
3. Пересказ текста.
VII. Итог. - О чем мы с вами говорили на сегодняшнем занятии?
- Из чего состоит наша речь? - Что такое предложение?