kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по духовно-нравственному направлению «Я - гражданин» на тему: «Моя семья » 1 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  занятия внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я - гражданин» на тему: «Моя  семья »

 в  1  классе.

 

Учитель: Почепко Елена Сергеевна

 

 Задачи  урока:

 

 1. Раскрыть значение понятий « семья », «члены  семьи », «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение», обратить внимание на характерные особенности этого института.

 

 2. Развивать речь, мышление.

 

 3. Воспитывать любовь  и  уважительное отношение к родным и близким.

Ход  урока

 

 1. Психологический настрой

 

 - Повернитесь лицом друг к другу и подарите друг другу улыбку. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?

 

 -Тепло.

 

 2. Сообщение темы  урока . Постановка учебной задачи. Формулировка целей

 

 -Ребята, сегодня на  уроке  мы поговорим о чем-то приятном  и  согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав ребус.

 

На доске появляется 7Я

 

 - Кто догадался? Мы начинаем изучать раздел «Моя  семья » и  поговорим сегодня о  семье. Итак, тема  урока  «Моя  семья ». О чем мы будем говорить сегодня на  уроке?

 

 Ответы детей.

 

 -Сегодня на  уроке  мы должны будем выяснить: Что такое  семья? Что объединяет членов семьи?

 

 3. Решение учебной задачи

 

 Игра: «Расскажи о своей семье»

 

 Расскажите о своей семье. Кто живёт с вами в одном доме? Как зовут вашу маму и вашего папу? Есть ли у вас братья и сёстры? Как их зовут? Кто ещё у вас есть из близких родственников?

 

 Игра « Кто кому кто?»

 

 – Даша, ты кто для мамы? (дочь)

 

 –Илья, кто называет тебя сыном? (папа)

 

 – Богдан, ты кто для бабушки? (внук)

 

 – Настя, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)

 

 – Сер?жа, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)

 

 – Ангелина, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры).

 

 Физкультминутка:

 

 Пальчиковая гимнастика

 

 Этот пальчик – дедушка,

 

 Этот пальчик – бабушка,

 

 Этот пальчик – папа,

 

 Этот пальчик – мама,

 

 Этот пальчик – я.

 

 Вместе дружная семья.

 

 4. Самооценка

 

 -Кто выполнил все задания верно – оценка веселый смайлик, кто допустил ошибку в одном задании – не улыбается, в двух-трех –грустный смайлик. Кто может себя похвалить за успешное выполнение задания?

 

 

 

 -А теперь послушайте пословицу.

 

 На что клад, когда в семье лад.

 

 -Как вы ее понимаете? Что такое «лад»?

 

 Дети: Лад – согласие.

 

 -Теперь послушайте одну легенду.

 

 

 

 В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы  семьи: «Как вам уда?тся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу  и  написал на ней что-то. Правитель посмотрел  и  удивился: на листе было написано сто раз одно  и  то же слово.

 

 -Как вы думаете, какое слово написал старец? Обоснуйте свой ответ.

 

 Ответы учащихся. (На листе было написано слово «понимание»)

 

 Вывод. Умение ладить с собой  и  с людьми – это самое ценное качество в человеке.  Семья  – наш  общий  дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в н?м тепло  и  уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.

 

 Из поколения в поколения передаются семейные ценности  и  традиции, создаются семейные альбомы

 

  - Семейный фотоальбом. Да, действительно это альбом с фотографиями моей  семьи , мой семейный альбом.

 

 - Думаю, у каждого из вас дома есть такие фотоальбомы.

 

 Подготовьте дома  вместе  с родителями фотоальбом на тему «Моя  семья» и принесите на следующее занятие.

 

 5. Итог урока. Рефлексия

 

 -За что вы можете сегодня похвалить себя? В чем вы были успешны? Что получилось? Что не получилось? Чем интересен был  урок ?

 

 Ответы детей.

 

 Чем семья отличается от другой группы людей? Как называют членов  семьи? Как называют людей одного возраста?

 

 -Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого. Как вы понимаете эти слова?

 

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н.Толстой

 

 -Родина каждого из нас начинается с родного дома, с  семьи. А что такое в вашем понимании  семья ?

 

 Ответы детей.

 

 -Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова « семья » в словаре.

 

 Словарь Ожегова С. И.:

 

 1. Это группа  живущих   вместе  близких  родственников;

 

 2. Объединение людей, сплоч?нных  общими  интересами.

 

 Ушаков Д.Н.:

 

  Семья  – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков  и  ближних  родственников,  живущих   вместе.

 

 -Какое из этих определений более точно подходит слову  семья? Почему?

 

 -А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?

 

 -До сих пор никто не знает, как  и  почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семьи» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в то время, женщины заботились о своем потомстве.

 

  Нарисуем рисунок своей  семьи. Мы оформим выставку рисунков. Кто хочет рассказать о том, что вы отразили в своем рисунке? Как бы вы назвали нашу выставку?

 

 Дети: Моя  семья, Мои родные, Мои  родственники   и  т.д.

 

 -А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов  семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?

 

 Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи свое  хозяйство .

 

 Дети: Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.

 

 -Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи. А чем семья отличается от другой группы людей? Можно ли наш класс назвать семьей?

 

 Дети: У класса нет совместного хозяйства, не распределяем бюджет, нет родственных отношений.

 

 Вывод. Класс не является  семьей  в том понимании, в каком мы сегодня говорим о  семье.

 

 -В старину членов  семьи  называли «домочадцами». В одной  семье  могут быть люди разного возраста, т.е. люди разных поколений. Как вы понимаете значение слова «поколение»?

 

 - Поколение – люди одного возраста, живущие в одно время.                     Все ученики нашего  класса  – это одно поколение – младшее, ваши дедушки, бабушки – это люди другого поколения, старшего поколения.

 

 В  семье  каждый из нас  имеет  множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих  родственников ,  и  кто кому кем приходится. Выполним несколько упражнений – игр.

 

 Игра «Найди пару»

 

 БАБУШКА

 

 ВНУЧКА

 

 ОТЕЦ

 

 ДОЧЬ

 

 БРАТ

 

 СЕСТРА

 

 ТЕТЯ

 

 ПЛЕМЯННИЦА

 

 Заполни пропуски.

 

 Сестра отца – . . . .

 

 Хранительница семейного очага – . . . .

 

 Наследник рода – . . .

 

 Брат мамы – . . . .

 

 Дитя родителей, но не сын – . . . .

 

 Отец мамы – . . .

 

 Сын брата – . . . .

 

 Мама папы – . . .

 

 Папин папа – это...

 

 Внучка – это дочка сына или ...

 

 Бабушка – это мама мамы или ..

 

 Тетя – это сестра мамы или …

 

 Дядя – это брат мамы или ...

 

 -А теперь заглянем в будущее. Представьте себя в роли папы (мамы), бабушки (дедушки). Какими вы себя видите? Как бы вы хотели, чтобы к вам относились ваши близкие?

 

 5. Итог урока. Рефлексия

 

 -За что вы можете сегодня похвалить себя? В чем вы были успешны? Что получилось? Что не получилось? Чем интересен был  урок ?

 

 Ответы детей.

 

 Детям в течение занятия вручаются «смайлики».

 

  

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по духовно-нравственному направлению «Я - гражданин» на тему: «Моя семья » 1 класс. »

Конспект занятия внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я - гражданин» на тему: «Моя семья »

в 1 классе.


Учитель: Почепко Елена Сергеевна


Задачи урока:


1. Раскрыть значение понятий « семья », «члены семьи », «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение», обратить внимание на характерные особенности этого института.


2. Развивать речь, мышление.


3. Воспитывать любовь и уважительное отношение к родным и близким.















Ход урока


1. Психологический настрой


- Повернитесь лицом друг к другу и подарите друг другу улыбку. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?


-Тепло.


2. Сообщение темы урока . Постановка учебной задачи. Формулировка целей


-Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав ребус.


На доске появляется 7Я


- Кто догадался? Мы начинаем изучать раздел «Моя семья » и поговорим сегодня о семье. Итак, тема урока «Моя семья ». О чем мы будем говорить сегодня на уроке?


Ответы детей.


-Сегодня на уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи?


3. Решение учебной задачи


Игра: «Расскажи о своей семье»


Расскажите о своей семье. Кто живёт с вами в одном доме? Как зовут вашу маму и вашего папу? Есть ли у вас братья и сёстры? Как их зовут? Кто ещё у вас есть из близких родственников?


Игра « Кто кому кто?»


– Даша, ты кто для мамы? (дочь)


–Илья, кто называет тебя сыном? (папа)


– Богдан, ты кто для бабушки? (внук)


– Настя, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)


– Серѐжа, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)


– Ангелина, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры).


Физкультминутка:


Пальчиковая гимнастика


Этот пальчик – дедушка,


Этот пальчик – бабушка,


Этот пальчик – папа,


Этот пальчик – мама,


Этот пальчик – я.


Вместе дружная семья.


4. Самооценка


-Кто выполнил все задания верно – оценка веселый смайлик, кто допустил ошибку в одном задании – не улыбается, в двух-трех –грустный смайлик. Кто может себя похвалить за успешное выполнение задания?



-А теперь послушайте пословицу.


На что клад, когда в семье лад.


-Как вы ее понимаете? Что такое «лад»?


Дети: Лад – согласие.


-Теперь послушайте одну легенду.



В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаѐтся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.


-Как вы думаете, какое слово написал старец? Обоснуйте свой ответ.


Ответы учащихся. (На листе было написано слово «понимание»)


Вывод. Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нѐм тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.


Из поколения в поколения передаются семейные ценности и традиции, создаются семейные альбомы


- Семейный фотоальбом. Да, действительно это альбом с фотографиями моей семьи , мой семейный альбом.


- Думаю, у каждого из вас дома есть такие фотоальбомы.


Подготовьте дома вместе с родителями фотоальбом на тему «Моя семья» и принесите на следующее занятие.


5. Итог урока. Рефлексия


-За что вы можете сегодня похвалить себя? В чем вы были успешны? Что получилось? Что не получилось? Чем интересен был урок ?


Ответы детей.


Чем семья отличается от другой группы людей? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста?


-Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого. Как вы понимаете эти слова?


«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н.Толстой


-Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья ?


Ответы детей.


-Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова « семья » в словаре.


Словарь Ожегова С. И.:


1. Это группа живущих вместе близких родственников;


2. Объединение людей, сплочѐнных общими интересами.


Ушаков Д.Н.:


Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.


-Какое из этих определений более точно подходит слову семья? Почему?


-А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?


-До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семьи» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в то время, женщины заботились о своем потомстве.


Нарисуем рисунок своей семьи. Мы оформим выставку рисунков. Кто хочет рассказать о том, что вы отразили в своем рисунке? Как бы вы назвали нашу выставку?


Дети: Моя семья, Мои родные, Мои родственники и т.д.


-А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?


Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи свое хозяйство .


Дети: Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.


-Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи. А чем семья отличается от другой группы людей? Можно ли наш класс назвать семьей?


Дети: У класса нет совместного хозяйства, не распределяем бюджет, нет родственных отношений.


Вывод. Класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье.


-В старину членов семьи называли «домочадцами». В одной семье могут быть люди разного возраста, т.е. люди разных поколений. Как вы понимаете значение слова «поколение»?


- Поколение – люди одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего класса – это одно поколение – младшее, ваши дедушки, бабушки – это люди другого поколения, старшего поколения.


В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников , и кто кому кем приходится. Выполним несколько упражнений – игр.


Игра «Найди пару»


БАБУШКА


ВНУЧКА


ОТЕЦ


ДОЧЬ


БРАТ


СЕСТРА


ТЕТЯ


ПЛЕМЯННИЦА


Заполни пропуски.


Сестра отца – . . . .


Хранительница семейного очага – . . . .


Наследник рода – . . .


Брат мамы – . . . .


Дитя родителей, но не сын – . . . .


Отец мамы – . . .


Сын брата – . . . .


Мама папы – . . .


Папин папа – это...


Внучка – это дочка сына или ...


Бабушка – это мама мамы или ..


Тетя – это сестра мамы или …


Дядя – это брат мамы или ...


-А теперь заглянем в будущее. Представьте себя в роли папы (мамы), бабушки (дедушки). Какими вы себя видите? Как бы вы хотели, чтобы к вам относились ваши близкие?


5. Итог урока. Рефлексия


-За что вы можете сегодня похвалить себя? В чем вы были успешны? Что получилось? Что не получилось? Чем интересен был урок ?


Ответы детей.


Детям в течение занятия вручаются «смайлики».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Почепко Елена Сергеевна

Дата: 15.10.2014

Номер свидетельства: 119346

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства