Конспект занятия на тему "Знакомство с предложением"
Конспект занятия на тему "Знакомство с предложением"
Цели занятия: ознакомление с понятием "Предложение"; формирование умения определять количество слов в пердложении; формирование умения определять порядок слов в предложении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему "Знакомство с предложением"»
Тема: «Знакомство с предложением»
Лес. Сад. Огород.
Материал: предметные картинки (сад, огород, лес, растения леса, сада, огорода, звери), полоски – символы предложения (демонстрационные и индивидуальные).
Ход занятия
1.Оргмомент.
Пантомима «В лесу, саду и огороде».
Дети, представьте, что мы находимся в лесу. По вашим движениям и выражению лица я должна догадаться, кого или что вы изображаете.
Дети имитируют пребывание в огороде, саду.
2.Сообщение темы занятия.
Сегодня мы с вами побываем в лесу, саду и огороде и узнаем, что такое предложение.
3.Закрепление понятия «слово». Подбор слов по ситуативным цепочкам.
Перед детьми выставляются картинки «Сад», «Лес», «Огород».
Что это? (Сад, лес, огород.) Будьте внимательны: если я скажу слово сад, вы назовёте фрукты, к слову огород подберите овощи. (Подбор слов по смысловому значению.) Что вы увидели в лесу? Скажите по одному слову. Почему вы не называли животных? (Потому что вы задали вопрос «что?») Кого вы увидели в лесу?
Дети называют животных.
Словесная игра «Подскажите слово». Сейчас я буду произносить чистоговорки, в которых нет последнего слова. Подскажите это слово.
Ор-ор-ор, сорвали красный… (помидор).
Ец-ец-ец, съели вкусный… (огурец).
Жан-жан-жан, лежит на грядке… (баклажан).
Бус-бус-бус, мы разрезали… (арбуз).
4.Ознакомление с понятием «предложение».
Показать последовательность слов в предложении и отдельно каждое входящее в предложение слово. Логопед заранее договаривается с двумя-тремя детьми о том, какие действия они будут выполнять.
Угадайте, что делает Оля? (Оля собирает грибы.) Что делает Ваня? (Ваня собирает ягоды.) Сейчас все мы изобразим белочек. Что делает белка? (Белка грызёт орешки.) Повторите хором. Оля, Таня и Маша, подойдите ко мне. Вы будете «живыми словами». Оля станет словом «белка», Таня – словом «грызёт», а Маша – словом «орешки». Оля скажет своё слово и даст руку Тане. Таня даст руку Маше и произнесёт слово «грызёт». Какое слово должна сказать Маша? (Орешки.) Что мы узнали о белке? (Белка грызёт орешки.) Если слова дружат и помогают нам что-то узнать, значит, мы сказали предложение. Я скажу: грызть, орехи, белка. Это просто слова, их нельзя назвать предложением. Составьте из них предложение. (Белка грызёт орешки.)
Вызывается группа детей.
Подружите слова лиса, догонять, заяц. Какое предложение можно составить из этих слов? (Лиса догоняет зайца.)
Повторяется игра «Живые слова». Уточняется последовательность слов в предложении.
Какое первое слово? (Лиса.) Назовите второе слово. (Догоняет.) Какое слово мы ещё не назвали? (Зайца.) Сколько слов в предложении? Сейчас слово «лиса» уйдёт, остались слова «догоняет», «зайца». Можно ли считать их предложением? (Нет. Непонятно, кто догоняет зайца.) «Живые слова» - разойдитесь. Слова разбежались, и нет предложения. Дети-слова, встаньте на место, дайте друг другу руки. Произнесите каждый своё слово. Мы составили … (предложение). В предложении все слова …(дружат между собой). Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)
5.Физминутка.
Подвижная игра «Зайцы в огороде». Дети изображают зайцев, грызущих капусту в огороде, а логопед – сердитую хозяйку.
– Зайки, где вы пропадали?
– Мы в капусте отдыхали (трясутся от страха).
– А капусту вы не ели?
– Только носиком задели.
– Вас бы надо наказать.
– Так попробуй нас догнать.
6.Обозначение предложения символами-полосками.
На доске выставляется символ предложения – длинная полоска с уголком.
Длинной полоской мы будем обозначать предложение, а уголок обозначает начало предложения (заглавную букву).
Далее слова предложения обозначаются символами слов – короткими полосками. И снова обращается внимание детей на то, что уголок в полоске обозначает заглавную букву.
Придумайте предложение со словом «малина».
Дети повторяют одно из придуманных предложений, логопед выкладывает полоски, количество которых соответствует количеству слов в данном предложении. Логопед указывает на первую полоску.
Какое это слово?
Указывает на вторую полоску.
Назовите второе слово. Назовите третье слово. Откройте свои пеналы. Найдите длинную полоску. Что мы будем изображать самой длинной полоской? (Предложение.) Покажите полоски, которые короче. Эти полоски обозначают слова. Что обозначает уголок? (Заглавную букву.)
7.Дифференциация понятий «слово», «предложение».
Логопед называет вразбивку слова и предложения, дети поднимают соответствующие полоски.
Наша речь состоит из предложений.
8.Коллективный рассказ «В лесу».
Скажите по одному предложению о том, что видели в лесу. Наступила осень. Мы… (пошли в лес). Дети продолжают рассказ.