Конспект занятия на тему "Оценка функционального состояния пациента"
Конспект занятия на тему "Оценка функционального состояния пациента"
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:
«Оценка функционального состояния пациента».
Цели: обучающая – дать представление о системе оценки функционального состояния пациента; воспитывающая – способствовать формированию ответственного подхода к выполнению функциональных обязанностей медицинской сестры; воспитывать уважение к работающему человеку; развивающая – развитие умений отстаивать свою точку зрения; организовывать обсуждение; развитие психических процессов; профориентационная – способствовать формированию умений объективно осуществлять самоанализ развития своих личностных качеств и соотносить их с требованиями профессии медицинская сестра,
Тип занятия и форма его организации: вводно-обзорное занятие в форме занятия-путешествия.
Структура занятия: I. Организационная часть (3 мин.):
1. Сообщение темы и цели занятия
2. Информация об алгоритме выполнения учебных целей
Получение и систематизация новых знаний и умений, обсуждение (65мин.)
1. Игра-путешествие – раскрытие базовых понятий темы – функциональных показателей, повторение пройденного материала, знакомство с нарушениями функций различных систем организма (60 минут)
Электронный учебник «Анатомия и физиология человека»
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Организационная часть
Вводное слово: Присаживайтесь, пожалуйста. Откройте тетради и приготовьтесь внимательно слушать и записывать. Ребята, сегодня у нас заключительное занятие перед зачетом, и оно будет посвящено изучению такой темы как «Оценка функционального состояния пациента».Запишите, пожалуйста, тему в тетрадь. Эта тема, с одной стороны, для вас новая, и ей мы в некотором роде подводим итог той работе, которую мы проделали в течение года, а с другой стороны, она является вводной темой к следующему разделу, который мы будем с вами изучать в будущем учебном году «Организация сестринского ухода и наблюдения в терапии». Поэтому те знания, которые вы получите на этом занятии, будут служить вам опорой и помогут вам лучше ориентироваться в материале следующего года. Итак. Переходим непосредственно к теме нашего занятия. Чтобы введение в новый раздел не было для вас трудным и утомительным, я предлагаю превратить его в путешествие. Это будет небольшое путешествие на поезде, который мы назовем? Как? Замечательно. Готовы? Посмотрим внимательно на карту нашего путешествия. На ней изображен маршрут движения нашего поезда. Отправной точкой нашего путешествия станет станция «Начало пути» (щелкаем), которая задает цель. А теперь самое время определиться с местами согласно купленным билетам. В нашем поезде 4 вагона и каждый разного цвета. Ваша задача стать пассажирами каждого из этих вагонов. Итак, места в первом вагоне красного цвета занимают…Теперь в вагонах фиолетового., зеленого… и желтого цветов. Хорошо. Все пассажиры на своих местах. Поехали…
Получение и систематизация новых знаний и умений, обсуждение
Первая станция на нашем пути «Дыхательная система» (щелкаем). Какие же вопросы она нам готовит (щелкаем). Какие из них вам знакомы? Начнем от простого и знакомого – «Анатомо-физиологическая характеристика ДС». Кто готов поделиться своими знаниями с занятия по анатомии и физиологии, пожалуйста? За каждый правильный ответ команда, т.е. «вагон» получает жетон соответствующего цвета. В конце путешествия при подведении итогов мы будем оценивать активность каждого «вагона», подсчитывая количество полученных жетонов. Итак. Ваши ответы. Далее в диалоге учащиеся совместно с учителем разбирают вопросы по станциям «Дыхательная система» и «Сердечно-сосудистая система», ведут записи в тетрадях. Ответы учащихся оцениваются жетонами. Наш поезд прибыл на станцию «Релаксация» (щелкаем)… Половина пути нами уже пройдена. Позже мы продолжим работу над темой урока. Уважаемые пассажиры, прошу всех встать. Разомнем затекшие мышцы, поднимем себе настроение…
Упражнение-релаксация. «Доброе животное».
Цель: развитие групповой сплоченности, снятие мышечного напряжения, поднятие настроения. Ход проведения: Участники встают плечом к плечу. Инструкция: Нас с вами … человек. Представьте себя одним целым, одним большим и добрым животным. Возьмитесь за руки. Животное дышит: шаг назад – вдох, шаг вперед – выдох. У животного бьется сердце: два шага назад – притопывая, два шага вперед. И снова… дышит, бьется сердце (3- 4 раза)… А сейчас животное потягивается: все подняли руки вверх, потянулись… Животное зевнуло: все отклоняются назад и возвращаются в исходное положение. Животное ложится спать, заваливаясь на один бок, потом на второй: присаживаются одна группа участников, потом вторая…кладет голову: присаживается третья группа участников…
Хорошо. Все немного размялись, снова ощутили прилив сил и энергии и готовы к продолжению нашего путешествия…Далее в диалоге учащиеся совместно с учителем разбирают вопросы по станциям «Пищеварительная система» и «Мочевыделительная система», ведут записи в тетрадях. Ответы учащихся оцениваются жетонами.
Первичное закрепление полученных знаний
Итак, наше путешествие подходит к своему завершению. И тут вас ожидает встреча с таможней. Как же без нее. На этой станции она осмотрит ваш багаж, т.е. подсчитывает количество жетонов у каждой команды и естественно у нее будет к вам вопрос-задание. Задание получено. Выполняем. Через 5 мин. проверяем.
Упражнение «Умная корзинка».
Цель: первичное закрепление нового материала. Ход проведения: В корзинке/коробочке лежит множество листочков с надписями признаков нарушений функций различных систем организма. Каждая группа должна выбрать правильные варианты ответов для заданной системы (дыхательная, сердечно-сосудистая, пищеварительная и мочевыделительная), т.е. найти в корзинке те признаки нарушений функций, которые соответствуют данной системе. Выигравшей считается команда, которая быстрее всех и правильно выберет все варианты ответов.
Далее проводится обсуждение выполненного задания, выигравшей команде выдается дополнительный жетон.
Заключительная часть
Таможня дала «добро», и мы прибываем на последнюю станцию «Конец пути» (щелкаем). Уважаемые пассажиры, позвольте от лица администрации нашей железной дороги и от своего лица, как вашего проводника, в этом долгом, но увлекательном путешествии, выразить вам благодарность за вашу активную работу. Все вы, безусловно, старались, кто-то больше, кто-то меньше. И оценив «багаж» каждого «вагона», самыми активными пассажирами признаны пассажиры (цвет) «вагона», поэтому все они получают по две «5», остальные пассажиры по одной «5». Я думаю, так будет справедливо. Вы согласны со мной? И перед тем как вы сойдете с этого поезда, прошу вас оставить свои отзывы и предложения в «книге отзывов и предложений». Пожалуйста, несколько слов. Нам важно мнение каждого. Спасибо за приятное путешествие. На следующем уроке мы перейдем к практической части нашего занятия, т.е. непосредственно к оценке выделенных нами функциональных показателей. А сейчас запишите, пожалуйста, домашнее задание: подготовиться к зачету по всему курсу обучения. Спасибо, урок окончен. Отдыхайте…
Приложение 1
Теоретические материалы к уроку
Анатомо-физиологическая характеристика дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и мочевыделительной систем.
Оценка функций дыхательной, сердечно-сосудистой пищеварительной и мочевыделительной систем: показатели нормы, методы. Техника подсчета ЧДД, ЧСС, измерения АД, определения суточного диуреза, подсчета водного баланса.
Понятие о нарушениях функций дыхательной, сердечно-сосудистой пищеварительной и мочевыделительной систем: патологические типы дыхания, одышка, удушье, тахикардия и брадикардия, гипертония и гипотония, отеки, нарушения аппетита, отхождения газов и стула, изменения в анализе мочи и др.
Приложение 2
Мультимедийная презентация «Оценка функционального состояния пациента
(размещение: адрес: http://kopilkaurokov.ru/, раздел «Всем учителям»)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему "Оценка функционального состояния пациента" »
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:
«Оценка функционального состояния пациента».
Цели: обучающая – дать представление о системе оценки функционального состояния пациента; воспитывающая – способствовать формированию ответственного подхода к выполнению функциональных обязанностей медицинской сестры; воспитывать уважение к работающему человеку; развивающая – развитиеумений отстаивать свою точку зрения; организовывать обсуждение; развитие психических процессов; профориентационная – способствовать формированию умений объективно осуществлять самоанализ развития своих личностных качеств и соотносить их с требованиями профессии медицинская сестра,
Тип занятия и форма его организации: вводно-обзорное занятие в форме занятия-путешествия.
Структура занятия: I. Организационная часть (3 мин.):
1. Сообщение темы и цели занятия
2. Информация об алгоритме выполнения учебных целей
Получение и систематизация новых знаний и умений, обсуждение (65мин.)
1. Игра-путешествие – раскрытие базовых понятий темы – функциональных показателей, повторение пройденного материала, знакомство с нарушениями функций различных систем организма (60 минут)
Электронный учебник «Анатомия и физиология человека»
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Организационная часть
Вводное слово: Присаживайтесь, пожалуйста. Откройте тетради и приготовьтесь внимательно слушать и записывать. Ребята, сегодня у нас заключительное занятие перед зачетом, и оно будет посвящено изучению такой темы как «Оценка функционального состояния пациента».Запишите, пожалуйста, тему в тетрадь. Эта тема, с одной стороны, для вас новая, и ей мы в некотором роде подводим итог той работе, которую мы проделали в течение года, а с другой стороны, она является вводной темой к следующему разделу, который мы будем с вами изучать в будущем учебном году «Организация сестринского ухода и наблюдения в терапии». Поэтому те знания, которые вы получите на этом занятии, будут служить вам опорой и помогут вам лучше ориентироваться в материале следующего года. Итак. Переходим непосредственно к теме нашего занятия. Чтобы введение в новый раздел не было для вас трудным и утомительным, я предлагаю превратить его в путешествие. Это будет небольшое путешествие на поезде, который мы назовем? Как? Замечательно. Готовы? Посмотрим внимательно на карту нашего путешествия. На ней изображен маршрут движения нашего поезда. Отправной точкой нашего путешествия станет станция «Начало пути» (щелкаем), которая задает цель. А теперь самое время определиться с местами согласно купленным билетам. В нашем поезде 4 вагона и каждый разного цвета. Ваша задача стать пассажирами каждого из этих вагонов. Итак, места в первом вагоне красного цвета занимают…Теперь в вагонах фиолетового.., зеленого… и желтого цветов. Хорошо. Все пассажиры на своих местах. Поехали…
Получение и систематизация новых знаний и умений, обсуждение
Первая станция на нашем пути «Дыхательная система» (щелкаем). Какие же вопросы она нам готовит (щелкаем). Какие из них вам знакомы? Начнем от простого и знакомого – «Анатомо-физиологическая характеристика ДС». Кто готов поделиться своими знаниями с занятия по анатомии и физиологии, пожалуйста? За каждый правильный ответ команда, т.е. «вагон» получает жетон соответствующего цвета. В конце путешествия при подведении итогов мы будем оценивать активность каждого «вагона», подсчитывая количество полученных жетонов. Итак. Ваши ответы. Далее в диалоге учащиеся совместно с учителем разбирают вопросы по станциям «Дыхательная система» и «Сердечно-сосудистая система», ведут записи в тетрадях. Ответы учащихся оцениваются жетонами. Наш поезд прибыл на станцию «Релаксация» (щелкаем)… Половина пути нами уже пройдена. Позже мы продолжим работу над темой урока. Уважаемые пассажиры, прошу всех встать. Разомнем затекшие мышцы, поднимем себе настроение…
Упражнение-релаксация. «Доброе животное».
Цель: развитие групповой сплоченности, снятие мышечного напряжения, поднятие настроения. Ход проведения: Участники встают плечом к плечу. Инструкция: Нас с вами … человек. Представьте себя одним целым, одним большим и добрым животным. Возьмитесь за руки. Животное дышит: шаг назад – вдох, шаг вперед – выдох. У животного бьется сердце: два шага назад – притопывая, два шага вперед. И снова… дышит, бьется сердце (3- 4 раза)… А сейчас животное потягивается: все подняли руки вверх, потянулись… Животное зевнуло: все отклоняются назад и возвращаются в исходное положение. Животное ложится спать, заваливаясь на один бок, потом на второй: присаживаются одна группа участников, потом вторая…кладет голову: присаживается третья группа участников…
Хорошо. Все немного размялись, снова ощутили прилив сил и энергии и готовы к продолжению нашего путешествия…Далее в диалоге учащиеся совместно с учителем разбирают вопросы по станциям «Пищеварительная система» и «Мочевыделительная система», ведут записи в тетрадях. Ответы учащихся оцениваются жетонами.
Первичное закрепление полученных знаний
Итак, наше путешествие подходит к своему завершению. И тут вас ожидает встреча с таможней. Как же без нее. На этой станции она осмотрит ваш багаж, т.е. подсчитывает количество жетонов у каждой команды и естественно у нее будет к вам вопрос-задание. Задание получено. Выполняем. Через 5 мин. проверяем.
Упражнение «Умная корзинка».
Цель: первичное закрепление нового материала. Ход проведения: В корзинке/коробочке лежит множество листочков с надписями признаков нарушений функций различных систем организма. Каждая группа должна выбрать правильные варианты ответов для заданной системы (дыхательная, сердечно-сосудистая, пищеварительная и мочевыделительная), т.е. найти в корзинке те признаки нарушений функций, которые соответствуют данной системе. Выигравшей считается команда, которая быстрее всех и правильно выберет все варианты ответов.
Далее проводится обсуждение выполненного задания, выигравшей команде выдается дополнительный жетон.
Заключительная часть
Таможня дала «добро», и мы прибываем на последнюю станцию «Конец пути» (щелкаем). Уважаемые пассажиры, позвольте от лица администрации нашей железной дороги и от своего лица, как вашего проводника, в этом долгом, но увлекательном путешествии, выразить вам благодарность за вашу активную работу. Все вы, безусловно, старались, кто-то больше, кто-то меньше. И оценив «багаж» каждого «вагона», самыми активными пассажирами признаны пассажиры (цвет) «вагона», поэтому все они получают по две «5», остальные пассажиры по одной «5». Я думаю, так будет справедливо. Вы согласны со мной? И перед тем как вы сойдете с этого поезда, прошу вас оставить свои отзывы и предложения в «книге отзывов и предложений». Пожалуйста, несколько слов. Нам важно мнение каждого. Спасибо за приятное путешествие. На следующем уроке мы перейдем к практической части нашего занятия, т.е. непосредственно к оценке выделенных нами функциональных показателей.. А сейчас запишите, пожалуйста, домашнее задание: подготовиться к зачету по всему курсу обучения. Спасибо, урок окончен. Отдыхайте…
Приложение 1
Теоретические материалы к уроку
Анатомо-физиологическая характеристика дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и мочевыделительной систем.
Оценка функций дыхательной, сердечно-сосудистой пищеварительной и мочевыделительной систем: показатели нормы, методы. Техника подсчета ЧДД, ЧСС, измерения АД, определения суточного диуреза, подсчета водного баланса.
Понятие о нарушениях функций дыхательной, сердечно-сосудистой пищеварительной и мочевыделительной систем: патологические типы дыхания, одышка, удушье, тахикардия и брадикардия, гипертония и гипотония, отеки, нарушения аппетита, отхождения газов и стула, изменения в анализе мочи и др.
Приложение 2
Мультимедийная презентация «Оценка функционального состояния пациента
(размещение: адрес: http://kopilkaurokov.ru/, раздел «Всем учителям»)