Конспект занятия по обучению детей основам грамоты и письма
Тема: "Знакомство с буквами П, п" Цель: Применение знаний о звуках и буквах при чтении слов и предложений.
Программное содержание.
Познакомить детей с обозначением твердого и мягкого звуков [п] – [п’] буквами П, п. Учить определять мягкость и твердость согласного звука, находить местоположение звука в словах, соотносить со схемой. Формировать умение проводить анализ слов различной звуковой структуры, характеризовать выделяемые звуки и правильно употреблять соответствующие термины. Упражнять в умении делить слова на слоги, определять количество слогов. Закрепить навык слогового и слитного чтения. Продолжать учить составлять предложения из заданного количества слов с опорой на схему предложения; учить использовать при составлении предложений предлог.
Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе, оценивать работу сверстников.
Словарь. Твердый и мягкий согласный звук, слоги, предложение, схема.
Билингвальный компонент. Кірпі, піл, б?зау.
Оборудование: Предметные картинки, круги Эйлера, колокольчики синего и зеленого цвета, фишки звуковые, силуэты снеговиков, азбуки-тетради, карандаши.
Ход занятия.
Дети, стоя в кругу, приветствуют друг друга словами:
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, друг мой,
Здравствуй, я,
Здравствуйте, мои друзья.
Воспитатель. Ребята, скажите, какое сейчас время года?
Дети. Весна.
Воспитатель. К нам весна шагает быстрыми шагами
И сугробы тают под её ногами.
Но весна не может вступить в свои права. Зима никак уходить не хочет. То снегом завалит, то лужи заморозит.
Зима недаром злится, прошла её пора
Весна в окно стучится, все гонит со двора…
Давайте поможем весне прогнать зимушку-зиму, растопим сугроб. Но для этого нужно выполнить задания, от правильного ответа вырастет цветок.
1 задание. Работа в группах:
Первая подгруппа определяет количество слогов в словах и раскладывает картинки в круги Эйлера.
Вторая подгруппа определяет мягкость и твердость первого звука в слове и расставляет картинки рядом с колокольчиками синего и зеленого цвета на полочках.
Затем каждая подгруппа проверяет правильность выполнения задания у другой подгруппы.
После работы детей выкладывается на сугроб цветок.
2 задание.
Воспитатель. Чтобы растопить сугроб, необходимо определить, где находится звук в начале слова или в середине слова.
Дети выбирают картинку, определяют местоположение звука в слове и прикрепляют картинку к нужной схеме на магнитной доске.
После выполнения задания на сугроб выкладывается цветок.
Воспитатель. А сейчас вам нужно выполнить такое же задание в тетради. Откройте тетрадь и найдите, где в слове находится твердый или мягкий звук [п] - в начале или в середине слова, соедините картинку со схемой.
Дети выполняют задание в азбуке-тетради.
Воспитатель. На письме твердый и мягкий звуки [п]-[п’] обозначаются буквами П и п.
Показывает буквы и читает стихотворение.
На хоккее, на футболе буква П – ворота в поле.
Дома букву П найдем, заглянув в дверной проем.
Воспитатель.
- Давайте построим букву из счетных палочек. И найдем слова с буквой П вокруг нас.
Дети выкладывают букву и называют слова. Словесная игра «Назови слова».
Воспитатель. Чтобы дальше растопить сугроб, вспомните, какие гласные буквы смягчают согласный звук?
Дети расставляют гласные буквы на наборном полотне после синей или зеленой фишки.
Воспитатель. Вот и еще один цветок появился. Ну, а следующее задание такое. Прочитайте слоги с буквой п ( в азбуке-тетради).
-Посмотрите, у снеговиков нужно построить метлу, называя слова с данными слогами.
Дети работают по рядам, обсуждают в кругу, какие знают слова. Затем подставляют к снеговику синюю или зеленую фишку, называя слово.
Воспитатель. Следующее задание: прочитайте слоги и составьте слова. Через минуту найдите слово пеликан,
Дети показывают, где написано заданное слово.
Воспитатель. Совсем немного осталось, чтобы растопить сугроб.
Для этого нужно прочитать предложение и посчитать, сколько слов в предложении.
На магнитной доске воспитатель размещает схему предложения.
- Придумайте предложение по схеме со словом папа.
Дети составляют предложение по схеме, показывая слово в схеме.
Воспитатель располагает цветок на сугробе.
- Вот мы и помогли весне растопить сугроб, теперь зима отступит и даст дорогу весне. Наконец-то наступит долгожданное тепло. Спасибо, что помогли весне.
Дети становятся в круг, воспитатель спрашивает:
- Что же вы сделали, чтобы помочь весне?
Дети. Делили слова на слоги, находили твердые и мягкие согласные звуки, придумывали слова, узнали букву П.
Воспитатель. Все, что сегодня было нужное и важное мы берем и запоминаем (дети протягивают руки в круг и прикладывают к груди, как бы забирая из круга все, что узнали нового).
Рефлексия. Занять место в кругах по цвету, оценивая свою работу.