kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия на тему "Текст и предложение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Текст и предложение.

Цель: дать понятия «текста» и «предложения», закрепить на практическом материале.

Задачи:

  1. Учить детей определять границы предложения.
  2. Уточнить правило написания предложения
  3. Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память.
  4. Воспитывать языковую наблюдательность, любовь к родному языку.

Оборудование: сюжетная картинка, тексты, опорные схемы.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Все за парты тихо сели.

На меня все посмотрели.

  1. Объяснение нового материала.
  1. Беседа о речи.

Логопед. – Ребята, как вы думаете, для чего человеку нужна речь?

Дети. – Чтобы говорить, общаться.

Логопед. – Из чего состоит наша речь? (Предположительные ответы детей.)

Логопед. – Сейчас мы это узнаем.

Вывешивается сюжетная картинка (мальчик и кот идут на рыбалку) и задаются вопросы по содержанию.

Логопед. – Кто изображен на картинке?

                   - Куда идут мальчик и кот?

                   - Что у них в руках?

                    - Зачем они идут на рыбалку?

Один ребенок повторяет весь рассказ.

Логопед. – Итак, что мы с вами составили?

Дети. – Мы составили рассказ.

Логопед. – Рассказ по-другому можно назвать текстом. Текст – это и рассказ, и сказка, и стихотворение, где предложения связаны между собой по смыслу и идут в определенном порядке. А сейчас я снова повторю рассказ, а вы внимательно послушайте, сколько остановок я сделаю.

Рассказ читается по предложениям.

Логопед. – Кто посчитал, сколько остановок я сделала? (Ответы детей)

Логопед. – Правильно, я сделала 4 остановки, значит, в нашем рассказе 4 предложения.

Логопед. – Итак, наш рассказ можно разделить на что?

Дети. – На предложения.

Логопед. – Что же такое предложение?

Дети. – Предложение – это часть текста между паузами, остановками.

Логопед. – Выложите столько полосок, сколько предложений в нашем рассказе. (Выкладывается опорная схема.)

Логопед. – Кто вспомнит, какое было первое предложение (2, 3, 4)?

  1. Дифференциация понятий текст и предложение.

Логопед. – Что мы с вами составили? Что такое текст? (Ответы детей.)

Логопед. – Послушайте, что я вам прочитаю: «Мама стирала белье. Белый медведь живет на севере. Мой брат строитель».

Логопед. – Можно ли это назвать текстом? Почему? (Ответы детей.)

Логопед. – Правильно. В тексте предложения связаны между собой по смыслу.

  1. Определение границ предложений.

Логопед. – А сейчас я вам прочитаю рассказ. (Рассказ читается без пауз, монотонно, как бы одним предложением.)

Ватрушка.

Мама дала Боре ватрушку. Ватрушка была горячая. Боря положил ватрушку остудится. А сам стал играть. Прибежала жучка. Она схватила ватрушку и убежала.

Логопед. – Вам все понятно?

Дети. – Нет.

Логопед. – Что надо сделать, чтобы стало понятно?

Дети. – Читать с остановками, с паузами.

Логопед читает текст с остановками.

Логопед. – А теперь вы все поняли?

Дети. – Да.

Логопед. – Что мы показали паузой?

Дети. – Что предложение закончилось.

  1. Определение границ предложений на письме.

Детям раздаются книги с печатным текстом.

Логопед. – А как на письме показывают, что предложение закончилось?

Дети. – Ставят точки.

Логопед. – Находим, где показано точкой, что предложение закончилось.

Логопед. – Итак, вместо паузы на письме ставится точка. Про нее есть стихотворение Ф. Кривина:

У нее особый пост

В самой малой строчке.

Если Точка – вывод прост:

Это значит – Точка.

Фразу следует кончать,

Если точка рядом.

Точку надо уважать.

Точку слушать надо.

Логопед. – Как показывают на письме, что началось новое предложение?

Дети. – Новое предложение начинается с прописной буквы.

Физкультминутка.

Дети изображают те движения, о которых говорится в стихотворении.

- Как живешь?                                              - Ждешь обед?

- Вот так!                                                       - Вот так!

- А плывешь?                                                - Машешь вслед?

- Вот так!                                                       - Вот так!

- Как бежишь?                                               - Утром спишь?

- Вот так!                                                       - Вот так!

- Вдаль глядишь?                                          - А шалишь?

- Вот так!                                                        - Вот так!

  1. Знаки препинания в конце предложения.

Логопед. – Всегда ли в конце предложения ставится точка? Послушайте стихотворение «Кто кого?»:

- Кто кого обидел первый?

- Он меня!

- Нет, он меня!

- Кто кого ударил первый?

- Он меня!

- Нет, он меня!

- Вы же раньше так дружили!

- Я дружил!

- И я дружил!

- Что же вы не поделили?

- Я забыл!

- И я забыл!

Логопед. – Какой знак мы поставим в конце первого предложения? А в конце второго? Почему? (Ответы детей.)

Логопед. – Итак, если мы что-то спрашиваем, то есть, произносим предложение с вопросительной интонацией, то, записывая его, в конце мы должны поставить вопросительный знак. Если предложение произносится с сильными чувствами, например, с волнением, тревогой, восхищением, то при записи его в конце мы обязательно должны поставить восклицательный знак.

Логопед. – Ребята, запишите в тетради 3 различные схемы предложений:

/____________.

/____________ ?

/____________ !

  1. Составление предложений с различной интонацией по живым иллюстрациям.
  1. Итог.

Логопед. – Чем занимались на уроке?

                   - Из чего состоит текст?

                   - Как определить в устной, разговорной речи, что предложение закончилось?

                   - Как на письме определить, что предложение закончилось?

                   - А как определить, что началось новое предложение?

                   - Какие знаки могут стоять в конце предложения?

                   - Что такое предложение?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему "Текст и предложение"»

Класс: 2

Тема: Текст и предложение.

Цель: дать понятия «текста» и «предложения», закрепить на практическом материале.

Задачи:

  1. Учить детей определять границы предложения.

  2. Уточнить правило написания предложения

  3. Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память.

  4. Воспитывать языковую наблюдательность, любовь к родному языку.

Оборудование: сюжетная картинка, тексты, опорные схемы.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Все за парты тихо сели.

На меня все посмотрели.

  1. Объяснение нового материала.

  1. Беседа о речи.

Логопед. – Ребята, как вы думаете, для чего человеку нужна речь?

Дети. – Чтобы говорить, общаться.

Логопед. – Из чего состоит наша речь? (Предположительные ответы детей.)

Логопед. – Сейчас мы это узнаем.

Вывешивается сюжетная картинка (мальчик и кот идут на рыбалку) и задаются вопросы по содержанию.

Логопед. – Кто изображен на картинке?

- Куда идут мальчик и кот?

- Что у них в руках?

- Зачем они идут на рыбалку?

Один ребенок повторяет весь рассказ.

Логопед. – Итак, что мы с вами составили?

Дети. – Мы составили рассказ.

Логопед. – Рассказ по-другому можно назвать текстом. Текст – это и рассказ, и сказка, и стихотворение, где предложения связаны между собой по смыслу и идут в определенном порядке. А сейчас я снова повторю рассказ, а вы внимательно послушайте, сколько остановок я сделаю.

Рассказ читается по предложениям.

Логопед. – Кто посчитал, сколько остановок я сделала? (Ответы детей)

Логопед. – Правильно, я сделала 4 остановки, значит, в нашем рассказе 4 предложения.

Логопед. – Итак, наш рассказ можно разделить на что?

Дети. – На предложения.

Логопед. – Что же такое предложение?

Дети. – Предложение – это часть текста между паузами, остановками.

Логопед. – Выложите столько полосок, сколько предложений в нашем рассказе. (Выкладывается опорная схема.)

Логопед. – Кто вспомнит, какое было первое предложение (2, 3, 4)?

  1. Дифференциация понятий текст и предложение.

Логопед. – Что мы с вами составили? Что такое текст? (Ответы детей.)

Логопед. – Послушайте, что я вам прочитаю: «Мама стирала белье. Белый медведь живет на севере. Мой брат строитель».

Логопед. – Можно ли это назвать текстом? Почему? (Ответы детей.)

Логопед. – Правильно. В тексте предложения связаны между собой по смыслу.

  1. Определение границ предложений.

Логопед. – А сейчас я вам прочитаю рассказ. (Рассказ читается без пауз, монотонно, как бы одним предложением.)

Ватрушка.

Мама дала Боре ватрушку. Ватрушка была горячая. Боря положил ватрушку остудится. А сам стал играть. Прибежала жучка. Она схватила ватрушку и убежала.

Логопед. – Вам все понятно?

Дети. – Нет.

Логопед. – Что надо сделать, чтобы стало понятно?

Дети. – Читать с остановками, с паузами.

Логопед читает текст с остановками.

Логопед. – А теперь вы все поняли?

Дети. – Да.

Логопед. – Что мы показали паузой?

Дети. – Что предложение закончилось.

  1. Определение границ предложений на письме.

Детям раздаются книги с печатным текстом.

Логопед. – А как на письме показывают, что предложение закончилось?

Дети. – Ставят точки.

Логопед. – Находим, где показано точкой, что предложение закончилось.

Логопед. – Итак, вместо паузы на письме ставится точка. Про нее есть стихотворение Ф. Кривина:

У нее особый пост

В самой малой строчке.

Если Точка – вывод прост:

Это значит – Точка.

Фразу следует кончать,

Если точка рядом.

Точку надо уважать.

Точку слушать надо.

Логопед. – Как показывают на письме, что началось новое предложение?

Дети. – Новое предложение начинается с прописной буквы.

Физкультминутка.

Дети изображают те движения, о которых говорится в стихотворении.

- Как живешь? - Ждешь обед?

- Вот так! - Вот так!

- А плывешь? - Машешь вслед?

- Вот так! - Вот так!

- Как бежишь? - Утром спишь?

- Вот так! - Вот так!

- Вдаль глядишь? - А шалишь?

- Вот так! - Вот так!

  1. Знаки препинания в конце предложения.

Логопед. – Всегда ли в конце предложения ставится точка? Послушайте стихотворение «Кто кого?»:

- Кто кого обидел первый?

- Он меня!

- Нет, он меня!

- Кто кого ударил первый?

- Он меня!

- Нет, он меня!

- Вы же раньше так дружили!

- Я дружил!

- И я дружил!

- Что же вы не поделили?

- Я забыл!

- И я забыл!

Логопед. – Какой знак мы поставим в конце первого предложения? А в конце второго? Почему? (Ответы детей.)

Логопед. – Итак, если мы что-то спрашиваем, то есть, произносим предложение с вопросительной интонацией, то, записывая его, в конце мы должны поставить вопросительный знак. Если предложение произносится с сильными чувствами, например, с волнением, тревогой, восхищением, то при записи его в конце мы обязательно должны поставить восклицательный знак.

Логопед. – Ребята, запишите в тетради 3 различные схемы предложений:

/____________ .

/____________ ?

/____________ !

  1. Составление предложений с различной интонацией по живым иллюстрациям.

  1. Итог.

Логопед. – Чем занимались на уроке?

- Из чего состоит текст?

- Как определить в устной, разговорной речи, что предложение закончилось?

- Как на письме определить, что предложение закончилось?

- А как определить, что началось новое предложение?

- Какие знаки могут стоять в конце предложения?

- Что такое предложение?





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект занятия на тему "Текст и предложение"

Автор: Дымова Нина Николаевна

Дата: 25.02.2022

Номер свидетельства: 601238

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) ""Дифференциация звуков [C]-[З]" (конспект занятия, 8 класс) "
    ["seo_title"] => string(58) "diffierientsiatsiia-zvukov-c-z-konspiekt-zaniatiia-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "190765"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427214745"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект логопедического занятия   Тема: "Предложение. Слово". "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-loghopiedichieskogho-zaniatiia-tiema-priedlozhieniie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "130495"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415905348"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект занятия и презентация на тему "Тип текста. Текст-повествование" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-zaniatiia-i-priezientatsiia-na-tiemu-tip-tieksta-tiekst-poviestvovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "127928"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415386755"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Конспект урока по русскому языку для 9 класса по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины» "
    ["seo_title"] => string(121) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-9-klassa-po-tiemie-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "237501"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444323346"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока русского языка (УМК "Планета знаний") по теме "Текст. Типы текстов"."
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-umk-planieta-znanii-po-tiemie-tiekst-tipy-tiekstov"
    ["file_id"] => string(6) "337541"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1468559125"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства