Конспект занятия «Птицы весной»
Цель: развитие связной речи детей.
Задачи:
обучать детей составлению рассказа по опорным картинкам;
закреплять понятие «перелетные» птицы;
активизировать словарь по заданной теме;
расширять словарь (вереница, клин, вить гнезда)
развивать у детей навыки словообразования и словоизменения;
формировать слоговую структуру слова;
развивать чувство ритма.
Оборудование: предметные картинки с изображением птиц, презентация по теме, мяч, телефон, колонка, пластиковые мисочки по количеству детей.
Предварительная работа: чтение рассказов В. Бианки «Лесные домишки», «Грачи», А. Майкова «Ласточка», В.А. Жуковского «Жаворонок», проведение беседы после прочитанного; игры: «Подбери признаки», «Подбери действия».
Ход занятия
1 Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовет дикую птицу.
2. Упражнение «Отгадай загадку».
Черный костюм, белая рубашка Возвратилась из-за моря Быстрокрылая, пташка. (ласточка)
Детки домик смастерили И на дерево прибили. Поселился в нем певец... Как зовут его? (скворец)
Нам часто слышится в леску Между ветвей: - Ку-ку! Ку-ку! Какая пёстренькая птичка В чужом гнезде снесла яичко? (кукушка)
Серенькая птичка Ростом невеличка, Но выводит трели – диво, Удивительно красиво! Кто поёт среди ветвей? Догадались? (соловей)
- Кто догадался, о ком мы будем говорить сегодня? (о перелетных птицах)
3. Упражнение «Узнай и назови»
- Кто еще возвратился из теплых краев? (грач, иволга, гусь, утка, лебедь, цапля, журавль, аист)
4. Беседа о весенних заботах птиц.
Логопед поясняет, что ласточки и скворцы летают стаей, а гуси вереницей, а журавли клином.
- Кто летает клином?
- Кто летит вереницей?
- Кто летит стаей?
- Откуда возвращаются птицы?
- Какие заботы у птиц весной?
- Где птицы вьют свои гнезда?
- Из чего птицы вьют гнезда?
- Как птицы заботятся о яйцах, о птенцах?
5. Упражнение «Чей? Чья? Чьи? Чье?» (журавль, утка)
6. Упражнение с мячом «Сосчитай-ка:1-2 5»
(голосистый соловей, быстрый скворец, белый лебедь)
7. Составление рассказа «Ласточка и ястреб» по опорным предметным картинкам. Употребление в речи предлогов под, из-под.
«Под крышей было гнездо. Там жила ласточка. У нее были птенцы. Они захотели есть. Ласточка полетела за кормом. Вдруг прилетел ястреб. Ласточка спряталась под куст. Ястреб за ней. Ласточка вылетела из-под куста и спряталась под ветку. Ястреб за ней. Ласточка вылетела из-под ветки и спряталась под елку. Устал ястреб и улетел. Ласточка вылетела из-под елки, нашла червячка и принесла своим деткам».
8. Логоритмическое упражнение «Веселые птички»
9. Итог.