Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука Л"»
Тема: «Звук Л» 2 класс
Цель: Автоматизация звука [Л]
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Формирование понятия о звуке [л], механизме его образования и акустических особенностях данной фонемы.
2. Формирование правильного артикуляционного уклада звука [л],
3. Формирование навыков звуко-буквенного анализа слов.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие общей и мелкой моторики.
2. Развитие мимических мышц лица и нормализация мышечного тонуса.
3. Развитие артикуляционной моторики.
4. Развитие речевого дыхания.
5. Развитие голоса.
6. Коррекция и развитие темпо-ритмической и интонационно-мелодической стороны речи.
7. Закрепление навыка правильного произношения звука [л] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях.
8. Развитие фонематического слуха и восприятия.
9. Развитие связи звука и буквы.
10. Развитие разных видов восприятия, памяти, внимания.
11. Развитие мыслительных процессов.
Коррекционно-воспитательные:
1.Привитие ребёнку навыков самоконтроля.
2. Воспитание аккуратности.
3. Воспитание усидчивости.
4. Воспитание интереса к занятиям и стремления произносить звук [л].
Оборудование: картинка клоуна по частям, юла, рыбки со слогами, предметные картинки, картинка «Чего не бывает».
План занятия:
Организационный момент
Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика
2. Произношение изолированного звука.
3. Анализ артикуляции по плану.
4. Характеристика звука.
5. Фонематическое восприятие звука
6. Игра «Рыбалка»
7. Физ. пауза
8. Работа с предметными картинками
9. Игра «Посчитай до пяти»
10. Игра «Чего не бывает»
III. Подведение итогов
Ход занятия:
Организационный момент, знакомство с ребенком. Установка темы.
Какое у нас сейчас время года? (зима)
Послушай стишок про зиму:
Всё бело, бело, бело.
Много снегу намело.
Вот весёлые деньки!
Все на лыжи и коньки!
- Какой звук в этом стишке ты слышишь чаще всего?
- Звук: “Л”.
- Правильно Звук “Л”. Сегодня мы будем продолжать красиво и правильно произносить звук “Л”
II. Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика
-Для того, чтобы быстрее научиться произносить звук [Л], нужно запомнить и правильно выполнять следующие упражнения:
«Наказать непослушный язычок» - 5 раз
«Качели» - 5 раз
«Индюк» - 5 раз
«Вкусное варенье» - 5 раз
Молодец! Ты отлично справился с заданием. И за это ты получаешь фрагмент картинки, которую мы с тобой соберем в конце занятия (после каждого выполненного задания вручаем по фрагменту картинки).
2. Произношение изолированного звука.
- Давай поиграем с юлой: крути её и произноси звук “Л-Л-Л”
3. Анализ артикуляции по плану.
- Когда мы произносим звук “Л” :
- В каком положении находятся губы?
- Губы улыбаются
- Как расположены зубы?
- Зубы сближены.
- Как расположен язык?
- Кончик языка вверху, образует смычку с верхними зубами.
- Какая воздушная струя?
- Струя выдыхаемого воздуха – плавная, тёплая.
( Если ребёнок не называет правильное положение органов артикуляции, то логопед сам даёт характеристику.)
4. Характеристика звука.
- Какой это звук: гласный или согласный?
- Согласный (язычок создаёт преграду воздуху).
- Звонкий или глухой?
- Звонкий.
- Твёрдый или мягкий?
- Твёрдый.
- Каким квадратиком мы его обозначим?
- Квадратиком синего цвета.
- Правильно, звук [л] согласный, звонкий, твёрдый.
Представь, что ты пришел на озеро порыбачить. Тебе необходимо поймать рыбку, прочитать слог, который на ней написан, придумать слово с данным слогом.
С одним словом составить предложение.
7. Физ. пауза
Буквой Л расставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки.
Наклонились влево-вправо.
Получается на славу.
Молодец!
8. Работа с предметными картинками
Посмотри на картинки и назови только те слова, в которых встречается звук [л]. Определи место звука л в этих словах
9. Игра «Посчитай до пяти»
ложка, стол, стул (одна ложка, две ложки и т. д.)
10. Игра «Чего не бывает»
Тот персонаж, которого ты потом соберешь из фрагментов решил пошутить. Он нарисовал картинки, но специально допустил в них ошибки. Посмотри внимательно и скажи, в чем же он ошибся.
В том, что ласточка не бывает красной, яблоко не бывает синим, на ёлке не растёт клубника и нельзя ходить по железной дороге летом на лыжах.
Подведение итогов.
Ты собрал все фрагменты и можешь собрать картинку
И кто же в итоге у тебя получился? (клоун)
Скажи, а есть в слове клоун звук, который мы с тобой изучали?
Где он стоит? А сколько слогов в слове клоун. Правильно, молодец.
Назови еще 5 слов, которые мы с тобой сегодня проходили со звуком л.