«Зима. Зимующие птицы»
1. Атуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы».
2. Совершенствование навыка звукового и слогового анализа и синтеза.
3. Совершенствование навыка чтения слогов с буквой «Ж».
4. Автоматизация правильного произношения звука [Ж] в открытых слогах.
5. Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов).
II. Коррекционно – развивающие:
1. Развитие речевого слуха на звук [Ж].
2. Развитие фонематического восприятия на звук [Ж].
3. Развитие зрительного внимания, восприятия.
4. Развитие артикуляционной, тонкой моторики, тактильной чувствительности.
III. Коррекционно – воспитательные:
1. Воспитание навыков доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
2. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
№ | Этап | Ход занятия |
Логопед | Ответы ребёнка |
1. | Орг. момент | (Взаимное приветствие) На прошлом занятии мы познакомились с зимующими птицами. Давай их вспомним. Назови птиц, которых запомнил (альбом «Мир живой природы») . | (Сова, свиристель, воробей, синица, щегол, клёст, ворона, сорока, голубь, дятел, снегирь, др.) |
2. | Активизация знаний, развитие тактильной чувствительности | (игра «Узнай на ощупь. Зимующие птицы») А сможешь ты узнать их по контуру на ощупь? Сейчас ты закроешь глаза, а я положу перед тобой контурные изображения птиц. Обведи изображения пальцем и постарайся угадать, кто это. (Если требуется помощь, педагог помогает) Ещё раз назови этих птиц. | (ребёнок ощупывает контуры птицы и называет её) Снегирь, клёст, дятел. |
3. | Развитие моторики мимических мышц | А теперь, давай попробуем изобразить разные эмоции. А героями будут зимующие птицы. 1. Удивлённый дятел. 2. Сердитый клёст. 3. Весёлый снегирь. 4. Мигающая синица. 5. Грустная свиристель. 6. Шаловливый щегол. | (Ребёнок перед зеркалом выполняет гимнастику) (брови вверх-вниз) (свести брови к переносице, отпустить) (улыбка, отпустить) (закрыть правый глаз, открыть, закрыть левый глаз, открыть) (брови треугольником, отпустить) (подмигнуть правым глазом, подмигнуть левым глазом) |
4. | Развитие артикуляционной моторики | Молодец! Птицам зимой трудно приходится. Они много трудятся, чтобы прокормиться. И нам нужно работать: тренировать свой артикуляционный аппарат, чтоб красиво говорить. Упр. для губ: «Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Рупор». Убрали. Упр. для языка: «Лопаточка», «Иголочка», «Горка», Убрали. «Чашечка». Убрали. «Грибок». Убрали. «Маляр». Убрали. Упр. для нижней челюсти: челюсть вправо-влево, на место. Вперёд – назад, на место. Открыли рот наполовину, широко, закрыли рот наполовину, закрыли рот. | (Ребёнок перед зеркалом выполняет гимнастику) |
5. | Работа над развитием дыхания | (Пособие «Сдуй птиц») Засиделись птички, хочется снегирям, синичкам полетать. Набери много воздуха и дуй долго и сильно, чтоб птички взлетели высоко. (2-3 раза) | (Ребёнок выполняет задание) |
6. | Работа над развитием голоса | Налетались птички, уселись на ветки и запели. И мы споём песенку гласных. | (Ребёнок выполняет задание) |
7. | Развитие тонкой моторики, координация речи с движением. | Песенку мы допели, а птицы дальше полетели. Может быть, встретят кого-нибудь. (Логопед показывает, что нужно приготовить пальчики для гимнастики) К ели клёст летел, Встретил клёст свиристель. «Ты, голубушка куда?», «Я к рябине. Ну, пока. Ждут меня снегирь, щегол, Может и синица. Поиграем, поедим И восвояси полетим». | (выполняет совместно с логопедом) (Ударяем попеременно пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки) (то же самое, но пальцами правой руки по ладони левой руки) (сжимаем в кулак – разжимаем пальцы правой руки ) (то же самое левой рукой) (Ударяем по очереди, начиная с указательного, пальцами правой руки по середине ладони правой руки). (то же самое, но на левой руке пальцами левой руки) (трясём правой рукой) (трясём левой рукой) |
8. | Объявление темы | На прошлом занятии мы изучали звук …. Правильно. И сегодня мы продолжим эту работу. | [Ж] |
9. | Специальная артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой | Выполним упражнения , а рука будет нам помогать. (Каждое упражнение выполняется по три раза с удержанием позы) «Рупор», «Чашечка», «Поставь чашечку на полку». | (Ребёнок перед зеркалом выполняет гимнастику) |
10. | Изолированное произношение звука | Давай произнесём звук: ЖЖЖЖЖЖЖ | (произносит совместно с логопедом и самостоятельно) |
11. | Анализ артикуляции звука по плану | Как мы произносим звук [Ж]? что делают наши губы, зубы, язык? Расскажи об артикуляции звука [Ж]. | (ребёнок с опорой на профиль артикуляции звука [Ж] и схему артикуляции звука [Ж] даёт ответ) |
12. | Характеристика звука | Молодец! А теперь охарактеризуй звук [Ж]. | (ребёнок с опорой на схему характеристики звука [Ж] даёт ответ) |
13. | Связь звука с буквой | (Буквы магнитной азбуки) А как же выглядит буква, которая обозначает звук [Ж]? Ты помнишь на кого она похожа? Правильно. Закрой глаза и найди её на ощупь среди других букв. | На жука. (ребёнок выполняет задание) |
14. | Развитие фонематического слуха | Ты правильно определил на ощупь букву Ж. Молодец. А теперь поймай звук [Ж]. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Ж]. А Ж О У И Ж Т Р Ж М Н В Ж МА ЖА КО ЛО ДО ЖО ГУ ЖУ НИ ЖИ МЫЛО ЖАБА ПИЖАМА МОЛОТОК | (ребёнок выполняет задание) |
15. | Закрепление звука в слогах. | (Магнитная азбука) Прочитаем слоги: Правильно. ЖА – это слог. Повтори. Слог ЖА состоит из двух звуков. Первый …… По характеристике…….. Обозначается…….. ЖААААА Второй ……. По характеристике……. Обозначается…….. Всё правильно. Молодец. | ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ ЖА – это слог. звук [Ж]. согласный. Синим цветом. звук [А]. гласный красным цветом. |
16. | Закрепление звука в словах | (Карточки для автоматизации звука[Ж]) Назови предметы, изображённые на карточках. ЖАБА – это слово. Повтори. Посчитаем, сколько слогов в слове жаба (совместно) ЖА – БА Обозначь на схеме. Первый слог ….. Первый звук…… По характеристике…….. Обозначается…….. Поставь фишку. ЖААААА Второй звук……. По характеристике……. Обозначается…….. Поставь фишку. Всё правильно. Молодец. | (ребёнок выполняет задание) ЖАБА – это слово. Два слога. (ребёнок выполняет задание) ЖА звук [Ж]. согласный. Синим цветом. (ребёнок выполняет задание) звук [А]. гласный красным цветом. (ребёнок выполняет задание) |
17. | Закрепление звука в предложении. | (Карточки для автоматизации звука[Ж]) Кто нарисован на картинке? Что жаба делает? «Жаба лежит» - это предложение. Сколько слов в этом предложении? Жаба лежит. Правильно. Построй схему предложения «Жаба лежит». Предложение пишется с заглавной (большой) буквы. Слова в предложении пишутся отдельно друг от друга. В конце предложения ставится точка. В каких словах есть звук [Ж]? Обозначь эти слова флажками. Молодец. | Жаба. Жаба лежит. Два слова. (ребёнок выполняет задание) В слове «жаба» и в слове «лежит». (ребёнок выполняет задание) |
18. | Развитие зрительного восприятия | (Картинка-загадка «Найди птиц») Посмотри внимательно на картинку. Здесь спрятались зимующие птицы. Найди их и назови. | (ребёнок выполняет задание) |
19. | Формирование лексико – грамматической стороны речи. | (Альбом «Мир живой природы») Давай поиграем в игру «У кормушки». Рано утром на опушке Мы повесили кормушку Для щеглов и для синичек, И для всех голодных птичек. Где сидит щегол? Где сидит дятел? Где сидит снегирь? Где сидит свиристель? Куда летит синица? | Щегол сидит на ветке. Дятел сидит на дереве. Снегирь сидит в кормушке. Свиристель сидит у кормушки. Синица летит к кормушке. |
20. | Домашнее задание. | Молодец. Дома постарайся вспомнить как можно больше слов со звуком [Ж]. Раскрась букву, которая обозначает звук [Ж] в синий цвет. | |
21. | Итог занятия. | Что мы сегодня делали на занятии? | (Ребёнок перечисляет, логопед помогает вспомнить) |
22. | Оценка работы ребёнка на занятии. |