Самолет, дятел, вода, кран, жук, паровоз, пчела, дети, индюк, волк и т. д.)
Что мы произносили? (звуки). Назовите слова – названия картинок.
! Звуки – обозначим кружочком, а слова полосками.
Возьмите в правую руку кружок, а левую – полоску.
Что мы будем обозначать такой полоской? (слова).
Если я скажу слова, поднимите полоску, а если услышите звук – поднимите кружок.
Логопед произносит гласные звуки и слова, а дети показывают соответствующий символ – ( кошка, ш-ш-ш, р-р-р, малина, стол, с-с-с, д-д-д, ракета, самовар, сапоги, а-а-а, у-у-у, м-м-м, о-о-о, ы-ы-ы, и-и-и).
3. Развитие речевого слуха и фонематического восприятия.
Дидактическая игра «Поможем кукле Кате».
У куклы Кати есть карточка со словами, там написаны слова правильно и неправильно, она не знает, как нужно правильно сказать слова. Я думаю, что вы ей поможете?
Сейчас послушайте меня внимательно, я буду говорить слова правильно и неправильно, а вы хлопайте в ладоши только тогда, когда услышите правильно сказанное слово: зайка, дайка, зуйка; тутолка, куколка, муколка; машина, бибина, тоток; цветок, сеттот, цытосек; молоток, колоток, молокол.
Основная часть
4. Ознакомление с понятием «слова – действия». Актуализация глагольной лексики.
Дети мы уже знаем, что нас окружает живой и неживой мир. Какой вопрос вы зададите, если вам захочется узнать название живого существа? (Кто это?).
О предметах неживого мира как вы спросите? (Что это?).
Если мы захотим узнать о действиях человека или животного, то как спросим? (Что он делает?).
Выставляются картинки с изображением: петуха, котенка, коровы, зайца.
- Что делает петух? (стоит, поет, кукарекает, клюет).
- Что делает котенок? (мяукает, мурлычет, лакает).
- Что делает корова? (мычит, бодает, щиплет траву).
- Что делает заяц? (скачет, грызет, убегает).
Эти слова обозначают действия животных. Неживые предметы могут падать, стоять, ломаться, лежать. Что делает кукла? (сидит, лежит, ходит, машет, моргает глазами). А что делает Настя? (ходит, машет, моргает глазами). Кукла и Настя выполняли похожие действия. Чем отличается кукла от Насти?
6.Массаж пальцев «Лисица». Игра с пальчиками «Мои пальчики…».
7. Практическое усвоение глаголов единственного и множественного числа.
Выставляется игрушечная машина. Что делает машина? (стоит, едет).
Добавляется еще одна машина. Что делают машины? (стоят, едут).
8. Голосовые и дыхательные упражнения.
Далеко едет машина, еле слышно она сигналит. Произнесите звук У шепотом. Сделайте вдох, произнесите звук У чуть громче, это значит машина приближается. Опять сделаем вдох и на выдохе произнесем звук У громко, машина около нас. Машина удаляется, звук У произносится с затуханием голоса.
9. Игра с мячом. Познакомить детей со словами-действиями, обозначающих работу отдельных органов человека. Употребление в речи слов-действий в единственном и множественном числе.
(Я буду называть органы нашего тела в единственном и множественном числе, а вы ответите на вопрос: «Что делает? или Что делают?»).
Что мы делаем руками? Что мы делаем ногами?
Что делает наше сердце? Что делает наша голова?
Что делает наш нос? Что делают наши уши?
Что делают наши глаза?
10. Выполнение поручений из двух-трех действий. Усвоение глагола прошедшего времени.
Логопед дает поручение одному ребенку шепотом. Он выполняет два-три действия. Дети наблюдают, затем отвечают на вопрос, что сделала Настя? Задание дается всем детям: Встаньте прямо, поднимите руки вверх и опустите их. Что вы сделали? (встали прямо, подняли руки вверх и опустили их ). Какие слова вы называли? (Слова - действия).
11.Закрепление понятий слов-действий». Поиграем дети с пальчиками.
Мне понравилось с вами играть. Вы очень старались. Я хочу дать вам картинки, на которых изображены слова-действия. Но для того, чтобы получить картинку вам нужно назвать слово-действие. Картинки эти вы раскрасите вечером в группе вместе с воспитателем и назовете слова-действия. Если захотите показать мне, можете принести на следующее занятие. Можно унести домой, показать родителям и назвать слово-действие.