Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических представлений у детей в старшей группе по теме: «Игрушки»
МДОУ «Детский сад» №146
Учитель –логопед
Медведева Галина Алексеевна
Цели:
- Расширять и обогащать словарь по теме, активизировать глагольные слова (играть, катать, бросать, подбрасывать, крутить, вращать, нагружать, разгружать, купать, мыть, строить, надувать, разбирать, собирать, спать, кормить, качать, причесывать, одевать, переодевать, убирать).
- Закрепить обобщающее понятие «Игрушки».
- Учить детей делить одно - , двух - , трехсложные слова на части, ритмично прохлопывая их с помощью «замочков» и «молоточков» (вверху поочередно правая и левая рука).
- Учить составлять предложения по действиям с игрушками, картинкам и картинно – графическим схемам.
- Учить составлять предложения с однородными сказуемыми, делить слова на ритмические части.
- Формировать диафрагмальное дыхание.
- Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование:
Игрушки, колокольчик, косынка, предметные и сюжетные картинки, картинно- графические схемы предложений, магнитная доска.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Построение в шеренгу, определение, кто стоит в начале ряда, в конце ряда, в середине ряда.
- Садиться на место тот, кто прохлопает «замочками» свое имя и скажет сколько в нем частей.
2. Игра «Отгадай-ка»
- Грузовик привез игрушки (матрешки, пирамидка, мяч, кукла, юла, кубики). Угадайте, что привез нам грузовик? Загадывание загадок:
- Я жужжу, жужжу, жужжу, на одной ноге кружу. Я с ребятами играю, огоньки во мне сверкают. Кто я? (Юла – отхлопать ритм слова «молоточками»)
- Друг на друга мы похожи. Спрятаться в одной все можем. Кто мы? (Матрешки – отхлопать ритм слова «молоточками»)
- Я глазки зарываю, я глазки открываю, я «мама» говорю. Играть с вами люблю. Кто я? (Кукла – отхлопать ритм слова «молоточками»)
- Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут. Кто я? (Мяч – отхлопать ритм слова «молоточками»)
- Большое колечко. Колечко поменьше. Вверху еще меньше. А сверху колпачок. Что это? (Пирамидка – отхлопать ритм слова «молоточками»)
- Этот разноцветный строительный материал для постройки домика я получил в подарок. Из него я могу построить все, что захочу. Раз, два, три, четыре, пять – можно строить и ломать! Что это? (Кубики – отхлопать ритм слова «молоточками»)
- Что это все вместе? Как одним словом можно назвать матрешек, пирамидку, мяч, куклу, юлу и кубики? Закрепление обобщающего понятия «игрушки».
3. Игровое упражнение «Подбери словечко»
- Посмотри внимательно на эти игрушки. С любой игрушкой можно играть по – разному. Подумай и скажи, что можно делать с каждой из них.
Предложить детям закончить фразу подходящим словом: катать, возить, нагружать, играть, бросать, крутить, умывать, кормить, разбирать, собирать и т.д.
- Мячик можно … (катать, бросать, подбрасывать).
- Машинку можно … (катать, нагружать, разгружать).
- Из кубиков можно … (строить)
- Юлу можно … (крутить, вращать, заводить).
- Куклу можно … (кормить, одевать, переодевать, купать, причесывать, укладывать спать)
- Пирамидку можно … (собирать, разбирать)
- С зайкой (мишкой) можно … (играть, гулять, спать) и т.д.
- 4. Физкультминутка
- Игра «Жмурки с колокольчиком»
Сделать с детьми круг. Выбрать водящего и поставить его в середину круга. Завязать водящему глаза косынкой, несколько раз повернуть на месте. Дать в руки какому-нибудь ребенку колокольчик. Предложить детям сказать хором: «Слушай, слушай! Не зевай! Где звенит, угадай!». Водящий должен найти ребенка, который звенит колокольчиком. Найденный ребенок становится водящим. Игру повторить 3-4 раза.
5. Игра «Один - много»
Детям предлагается назвать игрушки, изображенные на предметных картинках и отхлопать «замочками» их части:
Кот -
коты
Кукла -
куклы
Коляска -
коляски
Мяч -
мячи
Мишка -
мишки
Машина -
машины
Слон -
слоны
Рыбка -
рыбки
Самолет -
самолеты
6. Игра «Что делает?»
Предложить одному из детей выполнить какое-либо действие с игрушкой, а остальным – составить предложение по этому действию и вопросу:
- Что делает Галя? (Галя разбирает пирамидку) и т.д.
7. Упражнение «Посмотри, подумай и скажи»
Предложить детям рассмотреть сюжетные картинки и составить предложения по ним и вопросу:
- Что делает Дима? (Дима катает машинку) и т.д.
8. Упражнение «Секрет»
Предложить детям «расшифровать» секрет по картинно - графическим схемам и вопросам.
- Давайте с вами отгадаем секретное послание. Нам помогут картинки – подсказки (Логопед по очереди выставляет на магнитной доске картинно - графические схемы предложений и дает образец высказывания)
- С чем играет девочка? (Девочка играет с куклой… (мячом, сачком, мишкой, пирамидкой и т.д.)
- Что девочка делает с куклой? (Девочка куклу кормит… (качает, лечит, причесывает и т.д.)
- С чем играет мальчик? (Задания выполняются аналогично)
- Что он делает с мячом? (Задания выполняются аналогично)
9. Подведение итога занятия
Кратко обобщить представления об игрушках, похвалить детей.