Просмотр содержимого документа
«Интонационная законченность предложения»
Конспект занятия во 2 классе для детей с ЗПР
Тема: Интонационная законченность предложения
Ц е л ь . Учить детей слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения.
Х о д з а н я т и я .
I. Организационный момент.
Логопед предлагает ученикам назвать по два слова, обозначающих предмет и действие предмета. Составить из этих слов предложение. К каждому слову поставить вопрос.
II. Работа над смысловой и интонационной законченностью предположения.
1) Логопед читает текст, не делая остановок в конце предложения,затем задает вопросы ученикам.
Выясняется, что рассказ совсем не понятен, потому что делались неправильные остановки, разрывались предложения, нарушался смысл рассказа.
Затем текст читается правильно.
Наступила осень. Идут дожди. Дуют ветры. Трава желтеет.
Цветы вянут. Опадают листья.
Теперь на вопрос логопеда, понятен ли им смысл рассказа ученики отвечают утвердительно.
Логопед говорит, чтобы понять смысл любого рассказа, очень важно уметь правильно произносить предложения, делать остановку в конце предложения, и обращает внимание учеников на то, как
«взлетает» и «понижается» голос, т. е. повышается и понижается интонация.
Логопед произносит первое предложение: Наступила осень.
Вопросы:
На каком слове голос «взлетает»? (Наступила.)
На каком слове голос «падает»? (Осень.)
Аналогично разбираются все предложения. Затем ученики поочередно произносят предложения с правильной смысловой и интонационной законченностью.
2) Логопед дает задания:
а) Покажите точку, если предложение закончено. (Логопед читает по одному предложению, ученики поднимают карточку с изображением точки, если предложение закончено.)
б) Запишите рассказ с помощью схем предложений. (Логопед напоминает ученикам, что начало предложения следует показать уголком, а в конце предложения поставить точку. Затем читает первое предложение, ученики чертят его схему в тетрадях. Используется материал задания 1.)
в) Подсчитайте общее количество предложений, затем количество предложений, начинающихся со слов-предметов, количествопредложений, начинающихся со слов-действий.
II. Работа над интонационной законченностью предложения.
Л о г о п е д . Как вы узнаете, когда предложение закончилось? Значит, что вам помогает? За чем надо внимательно следить? Что вы поставите в конце предложения? Что обозначает точка в конце
предложения?
Логопед дает задания ученикам:
1) Прослушайте предложение. Начертите его схему. (Логопед читает по одному предложению, ученики чертят в тетрадях схему.)
2) Сосчитайте: сколько у вас получилось предложений? Какие по счету предложения начинаются со слов, обозначающих действие? (7, 3, 4, 5-е.) Какие по счету предложения начинаются со слов,
обозначающих предмет? (2, 6-е.) Что помогло вам определить количество
предложений? (Точка в конце предложения.)
III. Графический диктант.
Логопед диктует предложения. Ученики чертят схемы предложений в тетрадях. Работа проверяется после написания всего текста. Трава желтеет. Опадают листья. Дует ветер. Идет дождь.
Л о г о п е д . О каком времени года говорится? Как вы догадались,
что это осень? Сколько предложений в рассказе? Какие по счету предложения начинаются со слов, обозначающих действия предмета? Какие по счету предложения начинаются со слов, обозначающих
предмет?
IV. Итог занятия.
Л о г о п е д . Чему вы сегодня учились на занятии?