Тема Предложение. Главные члены предложения.
Цели: 1 Образовательная – систематизировать знания учащихся по разделу
«Синтаксис».
2 Развивающая – развивать логическое мышление,умение выражать
мысли лаконично и эмоционально.
3 Воспитательная – воспитывать культуру речи и коммуникабельность.
Тип:обобщение и систематизация знаний
Вид: деловая игра
Метод:словесный,наглядный,формирование умений и навыков
Оборудование: портрет Абая,интерактивная доска, дидактический материал.
План урока
I.Организационный момент
II.Объяснение нового материала
III.Закрепление
IV.Рефлексия
V.Выставление оценок
VI.Домашнее задание
Ход урока
I.Организационный момент,сообщение темы и цели урока
Эпиграф: Лишь знаньем жив человек
Лишь знаньем движется век
Лишь знанье – светоч сердец.
Да будет праведен путь твоей души молодой
Абай
II.Объяснение нового материала
Слово учителя:
- Давайте выясним разницу м/у словосочетанием и предложением.
Янтарная смола Янтарь – это смола деревьев
Это словосочетание, это предложение,обладающее
не обладающего интонационной интонационной и смысловой
и смысловой законченностью, законченностью,имеет
состоит из главного и зависимого грамматическую основу.
слова.
Предложение – минимальная единица языка,обладающая грамматической и интонационной законченностью,является единицей общения.
2.1 конкурс – Блиц – турнир «Байга»
Вопросы 1 команде:
- Главный член предложения,отвечающий на вопрос кто? что?
- Член предложения,выраженный глаголом в одном из наклонений?
- Член предложения,выраженный глаголом связкой + наречие.
- Раздел языка,изучающий словосочетания и предложения.
- Предложение,в котором грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого.
- Предложение,в котором есть второстепенные члены.
Вопросы 2 команде:
- Какой член предложения отвечает на вопрос каков?
- Член предложения,выраженный вспомогательным глаголом + инфинитив.
- Что составляет грамматическую основу предложения?.
- Предложение,в котором есть или подлежащее или сказуемое?.
- Предложение,состоящее только из грамматической основы
- Какие бывает предложения по цели высказывания?.
3. «Собери букет»
Задание: правильно распределить по корзинкам словосочетания со способом связи.
Опытный наставник,поднимать флаг,очень настойчивый,дядин совет работать на заводе,знать наизусть,бабушкины песни,первая стипендия,узнать о происшествии,одеться по-зимнему,жить на море,очень настойчивый.
Согласование Управление Примыкание
Опытный наставник поднимать флаг очень настойчивый
Дядин совет работать на заводе знать наизусть
Бабушкины песни узнать о происшествии одеться по-зимнему
Первая стипендия жить на море очень настойчивый
4.Оперирование знаниями умениями
Задание №1: каким членом предложения является выделенное слово?
1 команда – Провожающие вышли на перрон.
Вокзал был новый,каменный.
Народ пошел провожать Пугачева.
2 команда – Трое незаметно проскользнули во двор.
Я был первым в списке.
Чтение - вот лучшее учение.
Индивидуальная работа по карточке.
Задание № 2:Поставить тире между подежащим и сказуемым,где это необходимо.
1 команда – Жить Родине служить
Этот овраг как глубокое ущелье
Пятью пять двадцать пять.
2 команда – Учиться наша задача
Пруд как зеркало
Астана столица Республики Казахстан
III.Закрепление
1.«Поэтическая минутка»
Я вас любил:любовь еще быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно,безнадежно,
То робостью,то ревностью томим;
Я вас любил так искренно,так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим
(А.С.Пушкин)
Жар? етпес ?ара к??ілім не ?ылса да,
Аспанда ай менен к?н ша?ылса да.
Д?ниеде,сір?,сендей ма?ан жар жо?,
Са?ан жар менен арты? табылса да
(Абай)
Эвристическая беседа
а) какова,по-вашему,основная мысль двух отрывков?
б)что вы знаете о жизни двух великих поэтов?
в)в каких строках своих стихотвореницй два гения – Пушкин и Абай – выражают благодарность женщине,позволившей испытать высокое чувство любви.
г) выделите 1 отрывке главные члены предложения.
2. « Оратор» - ответить на вопрос
1 команде – для чего нужно изучать язык?
2 команде – нужно ли знать несколько языков?
1 команда
- В.Ветхом завете сказано,что в языке нашем заключены и жизнь и смерть.Язык - это мостик,по которому наше земное начало переходит в духовное.Нужно любить свой язык.Из языка черпают свое вдохновение и поэт,и художник,и музыкант.
2 команда
- Чем больше ты знаешь языков,тем больше у тебя возможностей познать окружающий мир,культуру и историю других народов,обогатить свой внутренний мир,стать успешнее и образованнее.
IV.Рефлексия
1)чему вы научились сегодня на уроке?
2)какое задание было самым интересным?Почему?
3)какое задание показалось трудным?Почему?
V.Выставление оценок
VI.Инструктаж домашнего задания:
Повторить раздел «Морфология»