kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»;

Планируемые результаты:

Предметные: учить осознавать предложение как минимальную единицу речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов или словосочетаний, обладающую известной смысловой и интонационной законченностью; формировать умения анализировать интонацию предложений, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме; развивать слуховой вербальный анализ слоговой структуры слова, смысловую и интонационную законченность предложений.

Метапредметные: развивать внимание, восприятие, память, мышление, мелкую моторику.

Личностные: положительное отношение к обучению; уметь оценивать свои действия, уметь действовать по плану.

Оборудование: таблицы знаков препинания, названий предложений. Запись на доске.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений.»

Дата__________ № Урока_________

Группа_______ Класс________

Тема: смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений.

Цель: дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»;

Планируемые результаты:

Предметные: учить осознавать предложение как минимальную единицу речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов или словосочетаний, обладающую известной смысловой и интонационной законченностью; формировать умения анализировать интонацию предложений, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме; развивать слуховой вербальный анализ слоговой структуры слова, смысловую и интонационную законченность предложений.

Метапредметные: развивать внимание, восприятие, память, мышление, мелкую моторику.

Личностные: положительное отношение к обучению; уметь оценивать свои действия, уметь действовать по плану.

Оборудование: таблицы знаков препинания, названий предложений. Запись на доске.


Ход занятия

  1. Организационный момент

— Сядет тот, кто повторит слово, произнесенное по слогам, и определит количество слогов. (Точ-ка, многоточие, вопросительный, запятая, восклицательный).

— Назовите гласные буквы слова.

— Сколько в слове слогов?

— Назовите слог, который оканчивается гласным звуком.

— Назовите слог, состоящий из одной гласной буквы.

— Назовите слоги, которые оканчиваются гласным звуком.

  1. Основная часть.

  1. Запись числа, темы занятия учителем на доске.

На строке поставлен знак —

Обрати внимание,

Наш урок зовется так:

Знаки препинания.

Точки, палочки, крючки..

. Неприметные значки,

А во время чтения Требуют почтения!


  1. Отгадывание загадки.

Я маковой крупинкой

Упала на тропинку,

Остановила Вас.—

Закончила рассказ. (Точка)

На крошечное ушко

Похожа завитушка

Велит нам постоять чуть-чуть

И отправляться в дальний путь. (Запятая)

На странице я стою, Всем вопросы задаю. Согнут я всегда в дугу Разогнуться не могу. (Восклицательный знак)



На странице вверх тормашками торчу;

Восхищаюсь, возмущаюсь

и кричу.

(Восклицательный знак).


Стоят три кумушки рядком,

Ведут беседу, но — тайком,

Какими-то далекими туманными намеками.

(Многоточие).

  • О чем были загадки?

  • Послушайте рассказ. Назовите «лишний» знак препи­нания? Объясните свой ответ.

«ХИТРЫЙ РАССКАЗ»

Написал я предложение. Поставил точку.

Написал третье предложение. Снова поставил точку.

И пятое предложение точкой закончил.

А последнее — седьмое — вопросительным знаком.

- Какие знаки поставил автор после второго, четвертого и шестого предложения? (Точки.)

3. Повествовательные, побудительные предложения. Точка.

На доске:

С реки потянул свежий ветер.

На созрел урожай поле.

Плывут небу тучи по.

Сделайте кормушки для птиц.

  • Прочитайте. Какие ряды слов нельзя считать предложе­ниями? Почему?

  • Прочитайте предложение, которое сообщает, повеству­ет. (С реки потянул свежий ветер.)

  • О чем сообщает, повествует это предложение?

  • Прочитайте предложение, проследите за интонацией го­лоса к концу предложения. (Интонация понижения голоса.)

— Какой знак обозначает конец предложения?
— Запишите повествовательное предложение, обозначая
начало и конец предложения. (Коллективное составление и
запись схемы предложения.)

  • Прочитайте предложение, которое побуждает, подтал­кивает к действию. (Сделайте кормушки для птиц.)

  • К чему побуждает предложение? Как побуждает предло­жение к действию, с сильным чувством или спокойно?

  • Прочитайте предложение, проследите за интонацией го­лоса к концу предложения. (Интонация понижения голоса.)

— Какой знак обозначает конец предложения?
- Запишите побудительное предложение.

4. Вопросительные предложения. Вопросительный знак

Стерегут нас загадки и тайны вокруг,

А ответ не дается никак,

И волнуется рядом ваш искренний друг,

Ваш слуга — вопросительный знак.

Я с ленивым незнайкой без дела грущу,

С почемучкой — волшебник и маг: Я ответ хоть на дне, хоть в огне отыщу — Вот каков вопросительный знак! Задает он всем вопросы:

  • Кто?
    -Куда?

  • Откуда?

  • Как?

  • Какие еще вопросительные слова вы знаете?


Кого ты обгоняешь, дождь?

Куда по звонкой крыше скачешь?

И с кем ты под руку идешь?

И по какой причине плачешь?

  • Сколько предложений в стихотворении?

  • Почему в этом стихотворении все предложения с вопро­сительным знаком?

  • Назовите вопросительные слова в каждом предложении?

  • Прочитайте выразительно стихотворение, проследите за интонацией голоса к концу каждого предложения? (Интона­ция повышения голоса.)

Запишите второе вопросительное предложение стихот­ворения, обозначая начало и конец предложения.


5. Физкультминутка.

Сильный ветер сосны крутит, Вращение корпусом вправо в лево

Словно самый тонкий прутик.

Елки ветер клонит тоже.

Мы с тобой на них похожи.

Вот по веткам белка мчится.

Белка ветра не боится. Белка прыгает так ловко, Прыжки на месте

Ведь во всем нужна сноровка.

А куда медведь идет?

Ищет ягоды и мед.

Ну а нам пора садиться И учиться, не лениться.

Ходьба на месте. Дети садятся за парты.

6. Восклицательные, побудительные предложения. Восклица­тельный знак

В предложении стою я для того,

Чтоб выразить волнение, тревогу, восхищение, победу, торжество.

Не зря я от рождения противник тишины.

Где я, те предложения с особым выражением Произносить должны!

Как богат русский язык! Как много в нем метких слов! Внимательно изучайте русский язык!

  • Сколько предложений я прочитала?

  • С каким чувством произносятся предложения? (С чувс­твом гордости, с призывом.)

  • Прочитайте предложения, передайте голосом нужную
    интонацию предложений. Как это сделать? (Интонация по­вышения голоса к концу предложения.)

  • Какой знак обозначает конец предложений?

  • Запишите восклицательное предложение, обозначая на­чало и конец предложения.

7. Работа с текстом

На доске:

Кто такие космонавты? Космонавты — покорители космоса. Как много полезного сделали космонавты для человечества!

— Прочитайте. Что записано на доске? (Предложения. Текст.) Докажите.

  • Сколько предложений записано? Объясните свой ответ.

  • Прочитайте предложения про себя.

  • Прочитайте предложение, в котором содержится воп­рос. Передайте голосом интонацию конца предложения.

  • Какой знак препинания должен обозначать конец пред­ложения?

  • Как называется это предложение?

  • Прочитайте предложение, в котором содержится ответ на вопрос.

Передайте голосом интонацию конца предложения.

  • Какой знак препинания должен обозначать конец пред­ложения?

  • Как называется это предложение?

  • Прочитайте предложение, которое нужно произносить с
    сильным чувством.

Передайте голосом интонацию конца предложения.

  • Какой знак препинания должен обозначать конец пред­ложения?

  • Как называется это предложение?

  • Прочитайте выразительно все предложения.

  • Запишите предложения в тетрадь.


8. Итог занятия

Закончите высказывание:

— Если предложение содержит вопрос, то такое предложе­ние называется ....

  • Если предложение сообщает, повествует, то такое пред­ложение называется ....

  • Если предложение произносится с сильным чувством, то такое предложение называется ....

  • Если предложение побуждает к действию, то такое пред­ложение называется ....





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Белая Оксана Александровна

Дата: 17.05.2019

Номер свидетельства: 510724

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая программа по русскому языку (Обучение грамоте) 1 класс"
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia_programma_po_russkomu_iazyku_obuchenie_gramote_1_klass"
    ["file_id"] => string(6) "490181"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1544526323"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства