Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений.
Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений.
Цель: дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»;
Планируемые результаты:
Предметные: учить осознавать предложение как минимальную единицу речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов или словосочетаний, обладающую известной смысловой и интонационной законченностью; формировать умения анализировать интонацию предложений, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме; развивать слуховой вербальный анализ слоговой структуры слова, смысловую и интонационную законченность предложений.
Просмотр содержимого документа
«Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений.»
Дата__________ № Урока_________
Группа_______ Класс________
Тема: смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений.
Цель: дифференцировать понятия «слово», «словосочетание», «предложение»;
Планируемые результаты:
Предметные: учить осознавать предложение как минимальную единицу речи, представляющую собой грамматически организованное соединение слов или словосочетаний, обладающую известной смысловой и интонационной законченностью; формировать умения анализировать интонацию предложений, соотносить с правилом обозначения границ предложения на письме; развивать слуховой вербальный анализ слоговой структуры слова, смысловую и интонационную законченность предложений.
Личностные: положительное отношение к обучению; уметь оценивать свои действия, уметь действовать по плану.
Оборудование: таблицы знаков препинания, названий предложений. Запись на доске.
Ход занятия
Организационный момент
— Сядет тот, кто повторит слово, произнесенное по слогам, и определит количество слогов. (Точ-ка, многоточие, вопросительный, запятая, восклицательный).
— Назовите гласные буквы слова.
— Сколько в слове слогов?
— Назовите слог, который оканчивается гласным звуком.
— Назовите слог, состоящий из одной гласной буквы.
— Назовите слоги, которые оканчиваются гласным звуком.
Основная часть.
Запись числа, темы занятия учителем на доске.
На строке поставлен знак —
Обрати внимание,
Наш урок зовется так:
Знаки препинания.
Точки, палочки, крючки..
. Неприметные значки,
А во время чтения Требуют почтения!
Отгадывание загадки.
Я маковой крупинкой
Упала на тропинку,
Остановила Вас.—
Закончила рассказ. (Точка)
На крошечное ушко
Похожа завитушка
Велит нам постоять чуть-чуть
И отправляться в дальний путь. (Запятая)
На странице я стою, Всем вопросы задаю. Согнут я всегда в дугу Разогнуться не могу. (Восклицательный знак)
На странице вверх тормашками торчу;
Восхищаюсь, возмущаюсь
и кричу.
(Восклицательный знак).
Стоят три кумушки рядком,
Ведут беседу, но — тайком,
Какими-то далекими туманными намеками.
(Многоточие).
О чем были загадки?
Послушайте рассказ. Назовите «лишний» знак препинания? Объясните свой ответ.
«ХИТРЫЙ РАССКАЗ»
Написал я предложение. Поставил точку.
Написал третье предложение. Снова поставил точку.
И пятое предложение точкой закончил.
А последнее — седьмое — вопросительным знаком.
- Какие знаки поставил автор после второго, четвертого и шестого предложения? (Точки.)
Прочитайте. Какие ряды слов нельзя считать предложениями? Почему?
Прочитайте предложение, которое сообщает, повествует. (С реки потянул свежий ветер.)
О чем сообщает, повествует это предложение?
Прочитайте предложение, проследите за интонацией голоса к концу предложения. (Интонация понижения голоса.)
— Какой знак обозначает конец предложения? — Запишите повествовательное предложение, обозначая начало и конец предложения. (Коллективное составление и запись схемы предложения.)
Прочитайте предложение, которое побуждает, подталкивает к действию. (Сделайте кормушки для птиц.)
К чему побуждает предложение? Как побуждает предложение к действию, с сильным чувством или спокойно?
Прочитайте предложение, проследите за интонацией голоса к концу предложения. (Интонация понижения голоса.)
— Какой знак обозначает конец предложения? - Запишите побудительное предложение.
4. Вопросительные предложения. Вопросительный знак
Стерегут нас загадки и тайны вокруг,
А ответ не дается никак,
И волнуется рядом ваш искренний друг,
Ваш слуга — вопросительный знак.
Я с ленивым незнайкой без дела грущу,
С почемучкой — волшебник и маг: Я ответ хоть на дне, хоть в огне отыщу — Вот каков вопросительный знак! Задает он всем вопросы:
Кто? -Куда?
Откуда?
Как?
Какие еще вопросительные слова вы знаете?
Кого ты обгоняешь, дождь?
Куда по звонкой крыше скачешь?
И с кем ты под руку идешь?
И по какой причине плачешь?
Сколько предложений в стихотворении?
Почему в этом стихотворении все предложения с вопросительным знаком?
Назовите вопросительные слова в каждом предложении?
Прочитайте выразительно стихотворение, проследите за интонацией голоса к концу каждого предложения? (Интонация повышения голоса.)
— Запишите второе вопросительное предложение стихотворения, обозначая начало и конец предложения.
5. Физкультминутка.
Сильный ветер сосны крутит, Вращение корпусом вправо в лево
Словно самый тонкий прутик.
Елки ветер клонит тоже.
Мы с тобой на них похожи.
Вот по веткам белка мчится.
Белка ветра не боится. Белка прыгает так ловко, Прыжки на месте
Ведь во всем нужна сноровка.
А куда медведь идет?
Ищет ягоды и мед.
Ну а нам пора садиться И учиться, не лениться.
Ходьба на месте. Дети садятся за парты.
6. Восклицательные, побудительные предложения. Восклицательный знак