Логопед предлагает ученикам назвать по два слова, обозначающих предмет и действие предмета. Составить из этих слов предложение. К каждому слову поставить вопрос.
Работа над смысловой и интонационной законченностью предложения.
Логопед читает текст, не делая остановок в конце предложения, затем задает вопросы ученикам.
Теперь на вопрос логопеда, понятен ли им смысл рассказа, ученики отвечают утвердительно.
Логопед говорит, чтобы понять смысл любого рассказа, очень важно уметь правильно произносить предложения, делать остановку в конце предложения, и обращает внимание учеников на то, как«взлетает» и «понижается» голос, т. е. повышается и понижается интонация.
Логопед произносит первое предложение: Наступила осень. Вопросы:
На каком слове голос «взлетает»? (Наступила.)
На каком слове голос «падает»? (Осень.)
Аналогично разбираются все предложения. Затем ученики поочередно произносят предложения с правильной смысловой и интонационной законченностью.
Логопед дает задания:
а) Покажите точку, если предложение закончено. (Логопед читает по одному предложению, ученики поднимают карточку с изображением точки, если предложение закончено.)
б) Запишите рассказ с помощью схем предложений. (Логопед напоминает ученикам, что начало предложения следует показать уголком, а в конце предложения поставить точку. Затем читает первое предложение, ученики чертят его схему в тетрадях. Используется материал задания I.)
в) Подсчитайте общее количество предложений, затем количество предложений, начинающихся со слов-предметов, количество предложений, начинающихся со слов-действий.
5. Рефлексия. Продолжи фразу: «Сегодня я узнал …», «Было трудно …», «Я понял, что …», «Я научился …», «Я смог ..», «Было интересно узнать, что …», «Меня удивило …», «Мне захотелось …»
6. Итог урока Оценка работы детей.
Дата________ № Занятия______
Класс_______ Группа_________
Тема: Интонационная законченность предложения
Цель: Закреплять умение детей слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения.
Планируемые результаты
Личностные: воспитывать интерес к занятиям; воспитание доброжелательного отношения к товарищам; воспитание умения слушать других.
Сосчитайте: сколько у вac получилось предложений? Какие по счету предложения начинаются со слов, обозначающих действие? (1, 3, 4, 5-е.) Какие по счету предложения начинаются со слов, обозначающих предмет? (2, 6-е.) Что помогло вам определить количество предложений? (Точка в конце предложения.)
Графический диктант.
Логопед диктует предложения. Ученики чертят схемы предложений в тетрадях. Работа проверяется после написания всего текста.
Трава желтеет. Опадают листья. Дует ветер. Идет дождь.
Логопед. О каком времени года говорится? Как вы догадались, что это осень? Сколько предложений в рассказе? Какие по счету предложения начинаются со слов, обозначающих действия предмета? Какие по счету предложения начинаются со слов, обозначающих предмет?
5. Рефлексия. Продолжи фразу: «Сегодня я узнал …», «Было трудно …», «Я понял, что …», «Я научился …», «Я смог ..», «Было интересно узнать, что …», «Меня удивило …», «Мне захотелось …»