Цель: совершенствование произношения звука р в слогах, словах .
Задачи:
Коррекционно - образовательные: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Этот загадочный космос», закрепление умения определять наличие и место звука в слове.
Коррекционно – развивающие: автоматизировать звук р в слогах, словах, развитие фонематического слуха, развивать длительный плавный выдох, артикуляционную моторику, формировать направленную воздушную струю, упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных, образовании множественного числа существительных, развивать умение подбирать антонимы, согласовывать существительные с числительными, развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, тактильные ощущения , творческое воображение, память.
Коррекционно - воспитательные: воспитывать положительное отношение к логопедическим занятиям, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания , самостоятельности.
Оборудование: лепбук по теме «Космос», разрезная картинка «Ракета», картинки с изображением планет, картинка инопланетянин, картинки с предметами на звук р, тактильные ладошки, вата.
Ход занятия:
Организационный момент:
Логопед: Сегодня я предлагаю тебе отправиться в космическое путешествие! В космосе могут быть различные трудности и опасности но помогать нам будет звук который слышится в словах Марс, Уран , Сатурн, Меркурий, Венера. Догадался?
Ребенок: р-р-р.
Логопед: Точно! Тогда в путь!
Игра «Ракета».
Логопед: прежде чем отправится в путь, нам необходимо построить ракету. Берем детали и строим!
Ребенок собирает разрезную картинку с изображением ракеты.
Логопед: Замечательная ракета получилась!
Артикуляционная гимнастика «Солнечная система».
Логопед: Открываем космическую карту. На каждой планете солнечной системы ты найдешь подсказку и поймешь что нужно делать.
Ребенок раскладывает планеты и выполняет артикуляционную гимнастику.
Логопед: К полету мы готовы. Давай настроимся.
Дыхательная гимнастика.
Логопед: Давай на последок подышим свежим земным воздухом. Носом вдыхаем выдыхаем через рот, щеки не надуваем.(вдох носом – выдох ртом)
Ребенок выполняет.
Раз, два, три. Заводи мотор! Полетели!
Ребенок: д-д-р-р-р!
Игра «Метеоритный дождь»
Логопед: а вот и первая трудность, мы входим в зону метеоритного дождя. Метеоры летят прямо на нас. Твоя задача поймать метеориты со звуком р.
Ребенок отбирает картинки со звуком р.
Логопед: Молодец! Метеориты которые ты поймал берем с собой и отправляемся дальше.
Игра «Инопланетяне».
Логопед: Что это за космический транспорт? Кто может на нем передвигаться?
Ребенок: НЛО , инопланетяне.
Логопед: инопланетные гости говорят на непонятном языке, давай пообщаемся, а потом я переведу тебе , что они говорят.
Ребенок за логопедом повторяет слоги со звуком р.
Логопед: Они рады нас встретить и просят помощи. Летающие тарелки нуждается в ремонте. Могут помочь метеориты которые ты поймал.
Игра «НЛО»
Логопед: Необходимо разобрать метеориты. Метеор в названии которого звук р в начале слова кладем на НЛО в котором первое окошко синее, звук р в конце слова кладем на НЛО где последнее окошко синее, звук в середине слова на среднее синее окошко.
Ребенок называет слово со звуком р, определяет позицию звука р в слове, раскладывает картинки.
Игра «Слова наоборот»
Логопед: переворачиваем карту и попадаем в гости к жителю таинственной планеты. Он живет на планете Марс. Как мы его будем называть?
Ребенок: марсианин.
Про него говорят не очень хорошие слова я буду говорить эти слова, а ты подбери хорошие противоположные слова.
Логопед: марсианин не злой, а … добрый.
Не сердитый, а… радостный.
Не растрепанный, а …аккуратный.
Не ленивый, а … трудолюбивый.
Не глупый, а …мудрый.
Ребенок подбирает антонимы.
Игра «Угощение».
Логопед: Марсианин никогда не пробовал земной еды, угостим его из наших запасов?
У нас есть пирожки. Угощай Марсианина: дай один пирожок, два пирожка, пять пирожков. А теперь накорми его грушами, ватрушками, персиками, бутербродами.
Ребенок за логопедом называет слова вместе с числительными.
Игра «Фокус»
Логопед: давай на последок развеселим Марсианина , покажем ему фокус. Клади «облачко»(вату) на нос, широкий язык подними на верхнюю губу и дуй на язык. «Облачко» полетит вверх.
Ребенок выполняет упражнение на формирование направленной воздушной струи.
Логопед: марсианин очень доволен, он благодарит нас. По секрету он сказал, что в созвездии «Большой медведицы» нас ждут приключения. Отправляемся туда.
Физ. Минутка «Ракета».
Логопед: Будем запускать «ракеты»( слова со звуком р) в космос. Повторяй за мной движения. Сначала говорим тихо, затем громко.
Ребенок повторяет за логопедом движения и слова.
Игра «Созвездие»
Логопед: Звезды в созвездии «Ковш» рассыпались из-за космической бури. Разложи звезды по местам называя каждую, а затем поиграем с ними.
Ребенок раскладывает картинки по местам.
Логопед: давай сделаем так, чтобы звезд стало много. А теперь назови их ласково.
Ребенок выполняет задание.
Игра « Космические ладошки»
Логопед: нам пора домой , переворачиваем карту. Здесь космическая ладошка, чтобы нам попасть домой нужно найти другую ладошку. Искать вторую ладошку мы будем с закрытыми глазами на ощупь.
Ребенок на ощупь определяет пару тактильных ладошек. Описывает свои ощущения.
Логопед: Молодец! Теперь мы можем отправится домой и привезти сувенир из космоса.
Итог занятия.
Логопед; Тебе понравилось наше путешествие? Что тебе запомнилось? Какой звук помогал нам?