Данное занятие позволит закрепить умение детей различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам, согласовывать слова между собой; а также разовьет внимание, мышление, пространственное восприятие, фонематические представления, звуковой анализ и связную речь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Коррекционно-воспитательная- воспитывать любовь к животным.
Орг. момент
- Ребята, представьте, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья. (Дети подымают верх руки).
Подул тёплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья, (Дети шевелят пальчиками). Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны. (Дети покачиваются и машут руками). Ветер затих – не шевелятся больше ни листья, ни ветки (Дети расслабляются).
Сообщение темы.
Как шумела листва от тёплого ветерка? (ш-ш). Как подул холодный ветер? (с-с) Сегодня мы будем учиться различать звуки [с] –[ш] .
Сравнение по артикуляционным и акустическим признаком.
- Чем похожи эти звуки? (согласные, глухие, твёрдые)
-А чем отличаются друг от друга?
-Где находится язычок при произношении звука [с]? (внизу) При произношении звука [ш]? (наверху).
-Что делают наши губки? (улыбаются, округлены).
-Какой ветерок дует, когда мы произносим звук [ш]? (тёплый). Поднесите ко рту ладошку, проверьте, А теперь подул холодный ветерок, какой звук мы произносим ? [с]. Проверьте ладошкой.
Произношение звуков [ш], [с] в слогах
«Игра доскажи словечко»
- Я буду говорить начало слова, а вы должны его закончить, добавляя слоги ша или са, так, чтобы слово звучало верно.
Ка….(ша) Ли….(са)
Гру…(ша) Колба…(са)
Лап…(ша) Ко…(са)
Кры…(ша) Поло…(са)
Ма…(ша) Кляк…(са)
Са…(ша) Лари…(са)
А теперь вам нужно добавить к слову слог ши или сы.
У…(ши) Бу…(сы)
Малы…(ши) Но…(сы)
Камы…(ши) Ча…(сы)
Кало….(ши) Ве…(сы)
Гру…(ши) Ко…(сы)
Произношение в словах, развитие внимания, мышления (отгадывание загадок, по мере отгадывания выставляются картинки).
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её…(лиса).
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком. (Собака)
Молоко из плошки пьёт,
Возле норки мышку ждёт. (Кошка)
Спереди - пятачок,
Сзади – крючок,
Посередине – спинка,
На спинке – щетинка. (Свинья)
Не пахарь, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. (Лошадь)
Развитие фонематических представлений.
А сейчас, ребята, мы с вами зашифруем эти слова – отгадки. Вместо слова со звуком [ш] вы отложите кружочек, а вместо слов со звуком [с] – треугольник.
Сколько получилось слов со звуками [с] , [ш] ?
А сейчас мы с вами расшифруем эти значки, но теперь слова со звуками [с] и [ш] должны придумать вы ……. Молодцы!
7. Физминутка
Мы тихонечко все встали,
За работой мы устали,
Руки к солнышку подняли,
На носочки мы привстали.
Теперь на корточки присели,
В тишине мы посидели
И за парты дружно сели.
8. Развитие звукового анализа.
А сейчас мы поиграем в игру «Определи место звука в слове»
Я раздам вам карточки с картинками, под которыми есть три клеточки для фишек.
Если в слове звук [ш] в начале, то мы ложем фишку, в какую клетку? Правильно, если звук [ш] в середине слова – в среднюю, а если в конце – в третью. То же самое со звуком [с]. На одной карточке у нас слова со звуком [ш], на другой - слова со звуком [с]. Сейчас самостоятельно расставьте фишки, а потом мы обсудим, верно ли вы выполнили задание.
9. Призношение звуков [с] – [ш] в предложениях.
Падежное управление.
Ребята, посмотрите на экран. На нём даны предложения, в которых одно слово отсутствует, а вместо него нарисована….(картинка). Нам нужно прочитать предложение и изменить «нарисованное» слово так, чтобы смысл предложение не терялся.
(картинки на экране).
10.Отраженное произношение в тексте.
А сейчас, ребята, мы с вами поможем Мишутке собраться на прогулку. Посмотрите, на экране я буду вам показывать различную одежду, прочитаю стихотворение о ней, а вы должны за мной его повторить.
На Мишиной рубашке вышиты ромашки,
Вышиты ромашки, ландыши да кашки.
Хороши штанишки у нашего малышки,
Что за ромашки, ремешки да пряжки!
У шапки – ушанки шнурочки на ушках,
Чтоб кверху завязывать шапкины ушки.
Для Мишутки - малыша вяжет Маша тёплый шарф,
Шарф на шею он завяжет, и спасибо Маше скажет.
Тёплую шубку наденем на Мишутку.
В шубке наш малышка, как медвежонок-мишка.
Молодцы! Скажите, какой звук слышится во всех этих словах? ( Ш ).
А теперь сами придумайте название одежды со звуком [с].
(сарафан, носки, бейсболка, свитер,…).
11. Развитие связной речи.
А сейчас мы с вами вспомним сказку. Чтобы вам было легче, я приготовила для вас картинки – подсказки, посмотрите на экран. Хотела я вам помочь, но видно, это вам мне помогать придётся. Картинки то мои все перепутались, поменялись местами. Кто скажет, к какой сказке эти картинки? (Теремок).
Как начинается сказка? (стоит в поле теремок, он не низок, не высок….). Кто первым пробегал мимо теремка?
12. Развитие мелкой моторики.
Давайте, ребята, мы с вами поможем зверюшкам, построим им новый теремок из конструктора. Перед вами лежит 5 треугольников, из 4-х мы с вами построим дом, а один пойдет на крышу. Вот какие красивые теремочки у вас получились! Молодцы!
13. Развитие мышления, пространственного восприятия.
А теперь, чтобы и внутри домика было красиво и уютно, мы с вами украсим их ковриками, но для этого их нужно залатать, найти подходящую по узору заплатку. Посмотрите на экран и выберите подходящий фрагмент.
Вот какие вы молодцы. Как вы думаете, звери будут довольны?
14. Итог занятия.
- Вот и подошло к концу наше занятие, мы с вами успели сделать многое, давайте вспомним, чем мы с вами занимались? (Учились различать звуки [с] - [ш]).
-Что вам больше всего понравилось?
-А какое задание было самым трудным?
-Как вы думаете, у нас с вами всё получилось?
-В следующий раз мы с вами продолжим работу, а сегодняшнее занятие окончено. Большое спасибо. До свидания.