март 2015 г.
Учитель - логопед | Голубева Галина Александровна |
Класс | 1-й, группа детей с НВОНР с участием ребёнка с III степенью тугоухости |
УМК | Перспективная начальная школа |
Предмет | Логопедическое фронтальное занятие |
Тема | Дифференциация письменных букв п – т, П – Т |
Цель | Создание условий для формирования навыка соотнесения букв П, Т, п, т со звуками и символами, дифференциация письменных букв П – Т, п - т в словах, словосочетаниях, предложениях. |
Планируемый результат |
Предметные УУД: | развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память; учить перешифровать звук в букву, писать слова, слоги, предложения с данными буквами; развивать умение строить предложения; |
Метапредметные УУД
| Личностные: | формировать представления о причинах успехов в коррекционной работе; инициировать деятельность обучающихся на логопедическом занятии; формировать положительное отношение к изучению родного языка; |
Регулятивные: | формировать умение понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебно-коррекционном материале; понимать учебно-коррекционную задачу занятия, анализировать и осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя – логопеда; |
Познавательные: | проводить классификацию изучаемых объектов (самостоятельно выделять основание классификации); проводить деление объектов на группы по выделенному основанию; проводить сравнение (по одному из оснований, наглядно и по представлению); |
Коммуникативные: | Адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на занятии; уметь давать самооценку деятельности; адекватно оценивать работу одноклассников; осуществлять взаимопроверку; уметь работать в парах; участвовать в обсуждении проблемы; воспринимать различные точки зрения; |
Межпредметные связи | Русский язык, литературное чтение, окружающий мир |
Формы организации деятельности | Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа, работа в парах. |
Ресурсы | Таблицы с письменными буквами; музыкальная открытка; аппарат АВКТ-Д-01 «Глобус», компьютер, мультфильм «Азбука безопасности. Опасные сосульки»; «Капитошки»; тексты, выполненные письменным шрифтом; деформированные предложения; «лестница успеха». |
Этапы занятия | Деятельность учителя – логопеда | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия |
1.Организационный момент | Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой на занятие, настраивает на продуктивную работу. | Подготовка группы к работе. Настрой на дальнейшую работу. | Л: самоопределение; К: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; |
- Работе с аппаратом «Глобус»: Фразы по организации урока: Как ты, …., слышишь? Ты слышишь хорошо? Ты готов к занятию? Какое сегодня число? Спроси у Жени, какой сегодня день недели. |
2. Определение темы занятия | -Кто догадался, какая тема сегодняшнего занятия? - Как можно подтвердить или опровергнуть тему занятия? - Как вы узнали, что тема занятия – буквы П, Т? Произнесите чётко звуки п, т в фонетической зарядке: | Выражают свои мнения, рассказывают, строят догадки, как определили тему занятия (по подготовленному материалу на столах и доске). Совместно с учителем - логопедом делают вывод. Называют тему занятия: «Различие письменных букв П - Т» | П: устанавливать причинно-следственные связи; К: уметь учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию; Пр: развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память; |
- Работе с аппаратом «Глобус»: Фонетическая зарядка: па– па – падают. С крыши падают сосульки. Та – та – тает. Весной тает снег. |
3. Целеполагание, планирование работы | Исходя из темы занятия, определите цель, которую мы можем перед собой поставить? Каков план нашей работы? | Называют цель занятия: Запомнить, как различать буквы П – Т, п – т, правильно писать их в словах. Составляют план работы: Сначала мы будем различать буквы, потом работать с текстом и составлять предложения со звуками п, т. | Р: ставить учебные задачи на основе соотнесения усвоенного и неизвестного материала; выполнять учебные задания в соответствии с целью; К: уметь формулировать высказывание; планировать учебное сотрудничество; |
- Работе с аппаратом «Глобус»: …, скажи, что сегодня на занятии мы будем сравнивать? Как ты думаешь, почему именно эти буквы? |
4.Прогнозиро-вание резуль-татов деятель-ности при соз-дании ситуации успеха | - Отметьте смайликом, какое у вас сейчас настроение. - Какое бы вы хотели иметь настроение после окончания занятия? | Прогнозируют настроение и свои успехи с помощью смайликов на «лестнице успеха» : | Л: адекватное понимание причины успешности учебной деятельности; |
5. Актуализа- ция знаний | - Почему некоторые дети путают буквы Пэ – Тэ ? - Сравните письменные буквы П и Т , п и т по элементам. Найдите сходство и различие букв. | Самостоятельно по таблицам сравнивают буквы и утверждают, что письменные буквы П и Т , п и т очень похожи, что их легко перепутать, поэтому надо научиться их различать, чтобы больше никогда их не путать! | П: работать с информацией, выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения, использования символов; Р: уметь видеть ориентиры действия при работе с конкретным заданием; |
6. Открытие новых знаний | 1) Нахождение сходства и различия в произношении звуков п – т (с помощью зеркал); в написании букв п – т (по таблицам). Выбор символов для обозначения на письме букв делают дети: у письменной строчной и прописной буквы П пишем вертикально два элемента, а у буквы Т — три элемента, поэтому можно выбрать для их обозначения цифры, соответствующие количеству элементов: п – 2, т – 3, т – три, п – пара (два). | Называют различие в произношении звуков на основе наблюдения за работой артикуляционного аппарата (положение губ, языка, сила струи воздуха); Называют сходство и различие прописных и строчных письменных букв П – Т . Признаки сходства: одинаковые элементы букв. Признаки различия: разное количество элементов в буквах. Делают открытие, что буквы П и Т - разные, обозначают разные звуки, от того, какая буква в слове, зависит значение слова. Толя – Поля, точка-почка,… | П: уметь выделять нужный материал в тексте по определённому признаку; Р: выполнять задания в соответствии с требованиями; Пр: учить перешифровать звук в букву; |
- Работе с аппаратом «Глобус»: …, спроси у Игоря, чем отличаются письменные буквы П и Т |
2) Прочитайте текст. Какое задание можно выполнить с этим текстом? Найдите слова с буквами П и Т, поставьте над буквами цифры 2 или 3. | Предлагают разные варианты заданий, останавливаются на выборе слов с нужными буквами. Работают с текстом на карточках. Текст: Такое бывает в оттепель и весной. Тает и сползает с крыш снег. Падают толстые сосульки. Под крышей стоять и ходить опасно. Это стоит запомнить! Взаимопроверка. | Л: установка на здоровый образ жизни; П: включение компетенции школьника «Я могу применять свои знания!»; К: адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на занятии; |
- Работе с аппаратом «Глобус»: …, проверьте с Сашей работы друг у друга. |
| 3) Просмотр мультфильма «Опасные сосульки» из серии «Азбука безопасности». Мультфильм соответствует теме нашего занятия? Почему? О чём предупреждал Бараш Кроша и Ёжика? Как вели себя герои мультфильма? | После просмотра мультфильма делают выводы, подтверждающие главную мысль текста, что под крышами стоять и ходить нельзя, что в нашем городе есть такие опасные места, даже по пути в школу (называют). | П: работать с информацией, выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения, использования символов; |
7. Физкультурная минутка | 1) «Метка на стекле». Удерживайте взгляд под счёт 1-6 на метке на стекле; переведите взгляд вдаль и рассматривайте там предметы, глазами рисуйте птичек. Продолжайте, пока играет музыка. 2) Упр. с Капитошками: приближение – удаление, повторяем 6 раз. | Выполняют физкультминутку по сложным инструкциям педагога. | Р: выполнять задания в соответствии с требованиями; Л: установка на здоровый образ жизни; |
- Работе с аппаратом «Глобус»: …, что ты будешь сейчас делать? |
8. Самостоятельная работа | Выполняем серьёзную работу. 1) В тетрадях наш постоянный ученик Карандаш подписал число. Найди ошибку в своей тетради, исправь: марпа, матра, морта, мапта . 2) На доске Карандаш написал слоги. Но он растерял все буквы п и т, оставив там только палочки. Замените их буквами, запишите слоги: //а, ///у, ///о, //е, ///я, //и … | Высказывают своё мнение, объясняют, 1) какую ошибку сделал Карандаш в их тетради, как её исправить; 2) почему в одних слогах надо написать букву П, а в других – Т. Производят взаимопроверку. | Р: управлять своей деятельностью (включается волевая саморегуляция); закреплять умения работать самостоятельно; контролировать свои действия; К: осуществлять взаимопроверку; Пр: писать слова, слоги, предложения с данными буквами; |
- Работе с аппаратом «Глобус»: …, скажи, какую ошибку в твоей тетради сделал Карандаш? |
9. Работа в парах | Работа с деформированным предложением и текстом. 1) У вас в конвертах лежат слова. Это предложения рассыпались. Каждому из вас нужно отобрать слова по смыслу и собрать своё предложение. Работайте в паре, помогайте друг другу. 2) Прочитайте предложения. Что у нас получилось? Расставьте предложения в нужном порядке. Какие ещё предложения нужно добавить, чтобы получился полный пересказ мультфильма? Запишите самое главное предложение . | - Работают в парах, вместе сортируют и отбирают каждый для себя таблички со словами, составляют предложения, анализируют их, осуществляют взаимопроверку. 1 конверт: Стояла тёплая весенняя погода.(1) Сосульки быстро таяли и падали.(3) 2 конверт: Ёжик и Крош пошли загорать.(2) Опасно ходить под крышами в оттепель!(4) - Составляют пересказ мультфильма; - Выбирают и записывают предложение: Опасно ходить под крышами в оттепель! | К: уметь точно выражать свои мысли; адекватно воспринимать и оценивать работу одноклассников; работать в парах; П: проводить деление слов на смысловые группы (предложения); Пр: развивать умение строить предложения; писать слова, слоги, предложения с данными буквами; Л: учить любить родной язык; |
- Работе с аппаратом «Глобус»: …, прочитай, какое предложение ты составил. |
10. Рефлексия | Какие новые знания вы открыли на занятии? Что помогло добиться поставленных целей? Оцените свою работу на занятии. На какую ступеньку вы сегодня поднялись? Как оценили работу всей группы? Почему? Покажите смайлик, отражающий ваше настроение. | Обучающиеся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности на «лестнице успеха», оценивают работу группы, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Намечают перспективу последующей работы. | К: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Л: адекватно понимать причины успешности / неуспешности учебной деятельности. |
- Работе с аппаратом «Глобус»: …, покажи, какой смайлик ты выбрал? На которой ступеньке? Какое открытие ты сегодня сделал? |
- Завершение работы с аппаратом: уменьшается уровень усиления в каналах, обучающийся снимает наушники, аппарат выключается. |
2. Образцы букв
с целью узнавания слов с письменными буквами П, Т, п, т.
Такое бывает в оттепель и весной. Тает и сползает с крыш снег. Падают
толстые сосульки. Под крышей стоять и ходить опасно. Это стоит запомнить!
Продолжительность 1 минута 34 секунды.