kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дифференциация звуков и букв р-л

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект группового логопедического занятия с учащимися 3 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация звуков и букв р-л»


Муниципальное образовательное учреждение


Ветлужская школа-интернат









Конспект группового логопедического занятия

с учащимися 3-го класса коррекционной школы VIII вида

Тема: Дифференциация звуков и букв р-л.









Разработала: Лесникова И.Е.,

учитель-логопед















г. Ветлуга

2016 г.



Конспект группового логопедического занятия с учащимися 3-го класса коррекционной школы VIII вида

Форма занятия: групповая (4 учащихся)

Общее время: 40 минут

Тема: Звуки и буквы р-л.

Цель: закрепление знаний учащихся о согласных звуках и буквах р-л

Задачи:

а) образовательные:

- учить выделять и дифференцировать звуки и буквы р-л в слогах, словах;

словосочетаниях и предложениях, соотносить их с буквами;

- уточнять и обогащать словарь учащихся

б) развивающие:

- развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

- развивать зрительное и слуховое внимание;

- развивать зрительное восприятие, память;

- развивать общую и мелкую моторику

в) воспитательные:

- формировать умение работать в коллективе;

- воспитывать культуру речи

Оборудование: компьютер, проектор, экран, схемы-картинки с характеристикой звуков [р]-[л] (на диске), подборка картинок на звуки [р]-[л] (на диске), карточки с заданиями.













Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность детей

1. Орг. момент

Здравствуйте, дети! Рада вас видеть! Раз, два повернись в тигра превратись. Изобразите сердитого тигра и покажите как он грозно рычит. А сейчас изобразите самолет. Покажите как он гудит.

Вы догадались какие звуки мы будем сегодня повторять? (Слайд № 1).

Сегодня мы будем учиться находить, различать, не путать звуки р-л. (Слайд № 2).

2. Характеристика звуков [р],[л].

Покажите еще раз как рычит тигр. (Слайд № 3).

Скажите, какой это звук? Согласный или гласный? ) Слайд № 4).





А сейчас еше раз покажите как гудит летящий самолет. (Слайд № 5).

Дайте характеристику звука [л]. (Слайд № 6).







Скажите, ребята, пожалуйста, что общего у звука [р] и звука [л]?

(Слайд № 7).


Скажите, чем они отличаются?

Правильно, ребята. Значит звук [р] отличается от звука [л] артикуляцией.


3. Обозначение на письме звуков [р], [л].

Откройте тетради, запишите число и тему нашего занятия. (Слайд № 8)

Какой буквой на письме мы обозначаем звук [р]? (Слайд № 8).

Из каких элементов состоит эта буква?


Пропишите целую строчку буквы р в тетради.

Какой буквой на письме мы обозначаем звук [л]? (Слайд № 9).

Из каких элементов состоит эта буква?





4. Дифференциация звуков [р]-[л] в слогах.

Ребята, к нам в гости прилетел попугай Рома. (Слайд № 10). Он приготовил вам интересную игру, которая называется «Шифровка». (Слайды № 11-18).


Ребята, вы все сделали правильно! Нарисуйте себе в тетради смайлик.

А сейчас превратитесь в говорящих попугаев. Говори не торопись и смотри не ошибись! Повторяйте за мной слоги. (Слайд № 19).

Попугай Рома улетел и присал вам смайлик. (Слайд № 20). Это значит, что все его задания вы выполнили правильно.


5. Дифференциация звуков [р]-[л] в словах.

К нам на занятие прилетел Карлсон, который живет на крыше. (Слайд № 21). Карлсон хочет знать умеете ли вы правильно писать его имя? Имя у него не простое. Чтобы не ошибиться в его написании, сначала составьте звуковую схему слова.

А теперь, опираясь на звуковую схему слова напишите имя нашего гостя.

Проверим, правильно ли вы написали имя нашего гостя? (Слайд № 22).

Если вы написали имя Карлсона правильно, нарисуйте себе в тетради смайлик.

Карлсон приготовил вам игру, которая называется «Вставь буквы р, л в слова».(Слайд № 23).

А сейчас Карлсон предлагает вам поиграть в игру «Превращайки». (Слайды с № 24- 31). Замените первый звук в словах на звук [р]. Интересно, что же получится?

Вы видете, как важно не путать звуки [р] и [л]. Стоит только заменить звук [л] на звук [р] и у слова получится совсем другое значение.

(Слайд № 32). Ребята, Карлсон написал слова. Прочитайте их и скажите правильно ли они написаны? Найдите ошибки, исправьте их и запишите слова правильно в тетрадь. Подчеркните исправленные буквы.

7. Физкультминутка.

А сейчас, ребята, мы немного отдохнем. (Слайд № 33).

Возле елочки зеленой

Скачут, прыгают вороны.

Из-за корочки подрались

Во все горло разорались:

«Кар-кар-кар-кар ».

Вдруг собаки выбегают

Ворон крикливых разгоняют. (2-3 раза).

8. Дифференциация звуков [р]-[л] в словосочетаниях.

Ребята, Карлсону понравилось с вами играть и он приготовил вам еще несколько игр. (Слайд № 34). Подберите к словам из 1-го столбика, обозначающим признак предмета слова из 2-го столбика, обозначающим предмет.


9. Дифференциация звуков [р]-[л] в предложениях.

А сейчас вам нужно составить предложение из слов. (Слайд № 35).

Над, вертолет, лесом, летит.

Сколько слов в предложении?

Нарисуйте схему предложения в тетради. В каких словах есть звуки нашего занятия? Обозначьте их. Запишите предложение опираясь на схему в тетрадь.

Проверим (слайд № 36).

Если предложение записано правильно нарисуйте себе смайлик в тетради.

Карлсон улетел и прислал вам смайлик. Значит вы ему очень понравились!

10. Дифференциация звуков [р]-[л] в скороговорках.

Подойдите , пожалуйста, к столу, возьмите любую полоску бумаги, которая вам нравится. На полосках бумаги написаны скороговорки. Прочитайте скороговорку про себя, запишите ее в тетрадь и прочитайте вслух.

«Читай, не торопись и смотри не ошибись»!

Нарисуйте себе в тетради еще один смайлик.

11. Итог занятия.

Итак, ребята какие звуки и буквы сегодня мы с вами учились находить, различать, не путать? (Слайд № 39).

Сегодня, ребята , вы очень порадовали меня своими ответами. Вы были внимательными, старались не допускать ошибок, а если вы их допускали, то исправляли. Спасибо за работу! До новых встреч!


Дети здороваются, изображают рычащего тигра, произносят звук [р]. Затем изображая летящий в небе самолет, произносят звук [л].




Звуки и буквы р-л.






Произносят звук [р].


Дают характеристику звука [р]: согласный, может быть твердым или мягким, звонкий, губы в улыбке, рот приоткрыт, язык наверху, прижимается к альвеолам, кончик языка дрожит.



Дают характеристику звука [л]: согласный, может быть твердым или мягким, звонкий, губы в улыбке, рот приоткрыт, язык находится наверху, упирается в резцы верхних передних зубов, воздушная струя проходит по бокам языка.


Звук [р] и звук [л] согласные, звонкие могут быть твердыми или мягкими.



Когда мы произносим звук [р] кончик языка дрожит. А когда мы произносим звук [л] воздух проходит по бокам языка.





Буквой р.


Буква р состоит из двух палочек одной длинной и одной короткой с закруглением вверху и внизу.

Дети прописывают в тетради букву р.


Буквой л.


Буква л состоит из 2-х одинаковых по высоте закругленных внизу палочек. Одна палочка закруглена внизу в левую сторону, а другая в правую сторону. Вверху эти палочки соединяются.



Отгадывают шифровки попугая Ромы, записывают в тетради слоги.

ра-ла ар-ал

ро-ло ор-ол

ру-лу ур-ул

ры-лы ыр-ыл





Дети повторяют за учителем слоги.















Один ученик у доски составляет схему слова, остальные работают в тетрадях.

Один ученик пишет слово на доске, остальные в тетрадях.





(Работа с карточками)

Дети по очереди выходят к доске, вставляют нужную букву в слова.



Дети заменяют первый эвук в словах на звук [р] и у них получаются новые слова.






Дети записывают в тетрадь исправленные слова, подчеркивают исправленные буквы.



Дети ходят по кругу один за другим, прыгают, изображают крикливых ворон, разлетаются в разные стороны.













(Работа с карточками)

Дети подбирают составляют словосочетания: рябиновый лист, железный крючок, коричневая улитка, зеленая ящерица, любимое дерево.





Вертолет летит над лесом.

В предложении 4 слова.


Дети в тетрадях рисуют схему предложения, затем записывают предложение в тетрадь, опираясь на схему.














Дети записывают скороговорки в тетради, затем по очереди читают их вслух.






Мы сегодня учились находить, различать, не путать звуки и буквы [р]-[л].









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Дифференциация звуков и букв р-л

Автор: Лесникова Ирина Евгеньевна

Дата: 01.06.2016

Номер свидетельства: 331888

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока на тему "Дифференциация звуков и букв К-Г""
    ["seo_title"] => string(58) "konspekt_uroka_na_temu_differentsiatsiia_zvukov_i_bukv_k_g"
    ["file_id"] => string(6) "585294"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1629054051"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Конспект занятия           по подготовке будущих первоклассников к школе           по теме :  « Дифференциация звуков и букв С-Ш» "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-zaniatiia-po-podghotovkie-budushchikh-piervoklassnikov-k-shkolie-po-tiemie-diffierientsiatsiia-zvukov-i-bukv-s-sh"
    ["file_id"] => string(6) "237238"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444248460"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Дифференциация звуков т – д "
    ["seo_title"] => string(30) "diffierientsiatsiia-zvukov-t-d"
    ["file_id"] => string(6) "131988"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416253596"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Логопедическое занятие по теме "Дифференциация звуков [с - ш] и букв с, ш" "
    ["seo_title"] => string(83) "loghopiedichieskoie-zaniatiie-po-tiemie-diffierientsiatsiia-zvukov-s-sh-i-bukv-s-sh"
    ["file_id"] => string(6) "220347"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434607287"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Подгрупповое занятие "Дифференциация звуков Л-Р в слогах, словах, словосочетаниях " "
    ["seo_title"] => string(94) "podghruppovoie-zaniatiie-diffierientsiatsiia-zvukov-l-r-v-sloghakh-slovakh-slovosochietaniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "217885"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433505899"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства