Класс: 1
Тема занятия: «Дифференциация звуков т – д ».
Образовательные задачи:
- сравнение звуков т, д, их дифференциация
- закрепление правильного произношения звуков т, д.
- учить детей давать полные ответы на поставленные вопросы.
Коррекционно – развивающие задачи:
- развивать умение слушать и слышать учителя – логопеда;
- развивать фонематический слух, анализ и синтез слов;
- развивать мелкую моторику пальцев рук и тактильно – кинестетические ощущения.
- развивать слуховое внимание, логическое мышление.
Воспитательные задачи:
- формировать положительную мотивацию к занятиям;
- воспитывать интерес к слову, к собственной речи;
- воспитывать навыки самоконтроля.
- картинки с буквами «Д – Т»;
- буквы «Д – Т» из пластилина;
- предметные картинки;
- карточки;
- компьютер;
- ИКТ
Ход занятия
I. Организационный момент. У детей картинки, начинающиеся на гласные звуки. Садятся по инструкции. Сначала те, у кого в слове первый звук а, у, и, о, э.
Повторяется термин «гласный звук».
II. Артикуляционная гимнастика.
-Чтобы нам легче было разобраться в материале нашего занятия, потренируем органы речи.
«Улыбка», « Трубочка», «Почистить верхние зубки», «Дятел».
III. Основная часть.
1. Постановка цели.
Логопед показывает макет дома, спрашивает, что это? (Это дом) Дети хором и по одному произносят слово дом. Определяют первый звук в слове дом – д. Далее показывает детям рисунок трактора. Дети проговаривают это слово, определяют первый звук. Логопед сообщает, что сегодня будем говорить про звуки т, д.
2. Характеристика звуков т, д.
- Ребята, чтобы четко и правильно произносить звуки нужно знать, как они образуются:
Звук Д (так стучит дятел) – губы растянуты в улыбке, язык упирается в верхние зубы, струя воздуха не сильная, голосовые связки работают.
Звук Т (так стучит молоток)- губы растянуты в улыбке, язык упирается в верхние зубы, струя воздуха не сильная, голосовые связки не работают.
- Ребята, мы теперь знаем как образуется звуки. Давайте произнесем изолированно.
Звук Д – громко д-д-д-д-д-д
Звук Т- тихо т-т-т-т-т-т-т
- Ребята, давайте дадим характеристику звуков. Звук Д – согласный, звонкий, голосовые связки работают. Звук Т – согласный, глухой, голосовые связки не работают.
- Ребята, эти звуки на письме обозначаются буквами ДЭ, ТЭ.
Письменная буква ДЭ имеет два элемента, овал и палочка с петелькой внизу.
Письменная буква ТЭ имеет три элемента, палочка, палочка с крючком вверху, палочка с крючком вверху и внизу.
- работа с буквами из пластилина.
- возьмите альбомные листы, на которых расположены ваши буквы из пластилина. Обведите пальчиками буквы в том направлении, в каком эти буквы пишутся. Затем с закрытыми глазами обведите буквы, почувствуйте их. Отложите на край стола. Молодцы!
- Игра с буквами «Сложи букву». Сложите целое изображение из частей и назвать букву, которая при этом получилась.
- «Колокольчик – барабан» .
- ребята, сейчас мы с вами будем учиться различать звуки Д-Т в ряду других звуков. Если вы услышите звук Д показываете колокольчик, а если услышите звук Т показываем барабан.
п, б, д, т, к,г,д, р,ф,п, д, к,т.
В слогах: да-па-то-гу-лы-та-ми-ту-но-до.
В словах: дом, гараж, том, лук, дятел, дерево, мороз, Трактор…
3. Воспроизведение слоговых рядов:
Та-та-да
Та-да-да
Да-да-та
Да-та-та
Да-та-да
Та-да-та
Физкультминутка « Строим дом»
Молотками мы стучим,
Строить новый дом хотим.
Кто в доме будет жить?
С нами кто будет дружить?
— Девочки и мальчики,
Маленькие пальчики!
Дети постукивают кулачками друг о друга, держа сверху то один, то другой кулачок.
Выполняют упражнение Домик. Сжимают и разжимают переплетенные пальцы рук. Поочередно сжимают и разжимают кулачки обеих рук. Выполняют упражнение «Пальчики здороваются».
4. Преобразование слогов, слов – игра «Наоборот»
Та-та-та –да-да-да
То-то-то - до-до-до
Ту-ту-ту – ду-ду-ду
Тэ-тэ-тэ - дэ-дэ-дэ
5. Назвать первый звук в словах:
Тамара, Дон, дым, тополь, директор, товарищ, трава, дуб, дождь, туман, треугольник, дыня.
6. Определите, какой звук в слове — Д или Т и его место:
Дом, ток, атака, катушка, подарок, садовник, борода, ворота, вода, вата.
Физминутка для глаз
1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
7. «Дятел - молоток»
На доске картинки с изображением дятла и молотка. Дети раскладывают картинки со звуками Д-Т.
Помидор, ведро, дерево, домик, лодка, диван – д
Тарелка, трактор, матрешка, стол- т.
8. Анализ слова Дом.
Какой первый звук? (Д) Какой это звук? (согласный) Какой звук слышится в конце слова? (м) Какой это звук? (согласный) Какой звук показали мои губы? (о) Да, губки круглые при звуке о, значит второй звук о.
Сколько всего звуков? (три: гласных-1, согласных-2)
9. Логопед обращает внимание на дом и предлагает поиграть в игру «Кто больше знает частей дома»
Дети соревнуются, называя окна, стены, потолок, двери, полы…
10. Соревнование команд «Кто больше знает слов со звуками т, д».
Сначала дети по очереди придумывают слова со звуком т, затем д. Слова не повторять. За каждое слово – фант. Побеждает команда, больше назвавшая слов на оба звука.
11. Итог. Что нового узнал сегодня вы?
Какие звуки учились различать?
Что мы о них можем сказать?