Конспект логопедического подгруппового и индивидуального занятия для детей 1-3 классов по теме: "Дифференциация гласных А-Я", имеющих нарушения ФФНР,ФНР,ОНР.
В своей работе часто сталкиваюсь с проблемой смягчения звуков у учащихся и плохого разлечения твердых и мягких согласных. Дети не могут понять и правильно различить слова-паронимы, отличающиеся одной буквой такие как рад-ряд, мишка-мышка и т д. В их восприятии эти слова звучат одинаково.Это грубое нарушение фонематического слуха, фонематического восприятия требует целенаправленной коррекции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дифференциация гласных А-Я»
Тема : « Дифференциация гласных А-Я»
Конспект занятия для детей 1 – 3 классов: дифференциация гласных А, Я. Развитие фонематического восприятия и формирование четких фонематических представлений.
Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме.
Оборудование: индивидуальные зеркала, индивидуальный дидактический материал, таблица с гласными I и II ряда.
Логопед. Ребята, как образовались гласные II ряда?
Вывешивается таблица с гласными I и II ряда.
3. Работа с индивидуальными зеркалами.
Логопед. Ребята, возьмите каждый свое зеркало и произнесите четко и ясно звук [а], обратите внимание на положение губ при произношении (рот широко открыт, между зубками большое расстояние, язычок внизу, его кончик чуть отведен вниз, к нижнему нёбу, назад).
Логопед поясняет: при произнесении звука [а]:
— губы в спокойном положении;
— зубы на расстоянии 1 – 1,5 см.;
— широкий распластанный язык спокойно лежит у нижних зубов. Кончик языка касается нижних зубов, боковые края языка слегка касаются нижних боковых зубов;
— мягкое нёбо поднято и прижато к задней спинке языка, воздушная струя идет через рот;
— голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
А теперь, ребята, произнесите звуки, которые на письме обозначаются буквой «я» [й,а], и также обратите внимание на положение губ, язычка. Что наблюдали и отметили?
Ученики. Наш язычок сначала находился наверху, «на потолочке», а затем резко уходит вниз.
Логопед. Какой вывод можно сделать?
Ученики. Артикуляция звуков [а] и [й,а] похожа.
4. Работа с индивидуальным дидактическим материалом.
Логопед. Ребята, что мы выяснили, сравнивая парные гласные по таблице?
Ученики. Эти гласные отличаются в написании.
Логопед. Что выяснили при произношении звука [а] и звука [й,а]?
Ученики. Эти гласные отличаются в написании, но сходны в произношении.
Логопед. Теперь, ребята, ознакомьтесь с заданиями индивидуального дидактического материала:
1. Запомни образование буквы «Я».
2. Соедини картинку с буквой, сделай подписи к картинкам.
Дети по очереди читают задания и выполняют их. Логопед помогает и объясняет.
3. Закончи слово, добавив слог с буквой «а» или «я». Обозначь
твердые согласные:
мягкие согласные:
Образец: рыб – рыбка
ня –
маши –
ю –
чаш –
соба –
пи –
тё –
гру –
лу –
ро –
вес –
по –
дя –
бас –
О –
све –
4. Исправь ошибки:
лошядь
весня
зямок
тетрядь
теятр
гляз
ламка
радом
5. Вспомни и запиши по порядку месяцы года, которые соответствуют изображенному времени года, обозначь буквы А – Я и твердые – мягкие согласные.
1. ____________
1. ____________
2. ____________
2. ____________
3. ____________
3. ____________
6. Помоги ёжику отнести яблоко или грушу на место. Где должно быть яблоко, а где – груша?
Образец:
стрый
тжелый
сл..коть
к..ток
т..нучка
л..пк..
гл..деть
кр..сить
т..нуть
т..щить
гл..дить
7. Восстанови текст. Расставь порядковые номера предложений. Придумай названия рассказу. Запиши получившийся рассказ и его названия.
Кораблики перевернулись и утонули.
Была весна.
Митя и Аня пускали кораблики.
Вдруг подул сильный ветер.
На улице ярко светило солнце.
После того как ученики прочитали задание 3, логопед уточняет, что если гласная II ряда «я» стоит после гласной, то этот согласный становится мягким; предлагает обозначить согласные звуки следующими символами:
твердые согласные:
мягкие согласные:
5. Итог занятия.
5.1. Обобщающая беседа.
Логопед. Ребята, над чем мы сегодня работали на логопедическом занятии?
Ученики. Учились различать гласные I и II ряда.
Логопед. Что нового узнали?
Ученики. Если гласная II ряда Я стоит после согласной буквы, то звук, обозначенный на письме этой буквой, становится мягким.
Логопед. Вы, ребята, хорошо поработали, а сейчас предлагаю вам поиграть.
5.2. Задание на развитие слухового внимания и восприятия (5 – 7 минут).
Логопед. Ребята, я познакомлю вас с условием игры и объясню, как с помощью знаков можно «записывать» тот или иной ритмический рисунок. Например, длинными и короткими вертикальными палочками можно обозначать громкость и количество звуковых сигналов (хлопков, ударов в бубен и др.), а горизонтальными палочками – паузы между сериями сигналов.
Логопед рисует на доске для каждого учащегося ритмико-звуковой рисунок и предлагает прохлопать его (исполнить на шумовом инструменте). Остальные ученики слушают и устанавливают соответствие между рисунком и исполнением ученика. Затем можно выполнять это задание с произношением слогов на дифференциацию звуков [а] и [й,а], различную долготу и силу звучания: