| |
Класс | 2 |
Речевое заключение | Нарушение письма и чтения, обусловленное ОНР/НВОНР |
Тема | Дифференциация гласных О-Ё |
Цель темы | Создание условий для формирования навыка фонетического письма букв «о», «ё» изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. |
Задачи | Обучающие: - формировать у детей умение различать гласные О-Ё в устной и письменной речи; - уточнить произносительный и слуховой образ звуков О-Ё и их артикуляцию; - выявить общие и отличительные признаки звукового состава букв О и Ё; - формировать умение составлять фонематические модели звуков; - закреплять знания о звуковом составе слова. Коррекционно-развивающие: - развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, фонематического восприятия; - развитие мелкой моторики; - развитие слухового и зрительного внимания и памяти; - формирование логического мышления через работу с загадками; Воспитательные: - воспитывать интерес к школьному обучению; |
Организация пространства |
Ресурсы |
Демонстрационный материал: презентация "Дифференциация гласных О - Ё; таблицы (для мнемонического приёма); слоговая таблица; мяч; Раздаточный материал: зеркала; цветные карандаши; предложение с пропущенными буквами; для ролевой инсценировки: буквы О и Ё, согласная буква (на выбор), медальоны синего (для твердых согласных), зеленого (для мягких согласных) и красного (для гласных) цветов; |
Этапы занятия |
Коррекционный блок |
Задачи Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики; профилактика нарушений зрения | 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Пальчиковая гимнастика. Изображение пальцами букв. а) Дети выпрямляют левую кисть и ставят её вертикально. Затем вытягивают большой палец левой руки вперёд перпендикулярно ладони, остальные пальцы прижимают друг к другу. Между указательным и средним пальцами зажимают конец карандаша, располагая его параллельно полу и направляя в ту же сторону, что и большой палец. Выпрямленную правую кисть также располагают параллельно полу, соединяя кончики средних пальцев обеих рук. Четыре пальца смотрят вверх, Большой отставлен вбок. А между пальцами теперь Вставь карандаш, дружок. Накрой их всех другой рукой – Вот буква Е перед тобой. б) Дети выпрямляют левую кисть и ставят её вертикально. Затем вытягивают большой палец левой руки перпендикулярно ладони, остальные пальцы прижимают друг к другу. Между указательным и средним пальцами зажимают конец карандаша, располагая его параллельно полу и направляя в ту же сторону, что и большой палец. Выпрямленную правую кисть также располагают параллельно полу, соединяя кончики средних пальцев правой и левой рук. Затем два раза "тыкают" носом над изображением буквы, имитируя две точки над буквой Ё. А теперь опять тебе Надо сделать букву Е, Ну а как же из неё Получить нам букву Ё? Ты не думай над вопросом – Просто ткни два раза носом. в) Дети сгибают пальцы, образуя два полукруга (большие пальцы расположены снизу), после чего соединяют кончики пальцев, составляя круг. А давайте-ка, ребята, Сделаем иллюминатор. Пальцы выгнем полукругом И соединим друг с другом. Смотрим в круглое окно – Получилось буква О. 2. Минутка чтения (слайд презентации "Дифференциация гласных О-Ё"). Петю рисовал Юра. Кто художник? Колю ударил Витя. Кто драчун? Автобус перегнал лошадь. Что быстрее? Собаку укусила оса. Кто кусался? Солнце золотит облака. Что светит? Лес позади дома. Что впереди? 3. Профилактика нарушений зрения. - Нарисуйте глазами пружинки по часовой стрелке. 4. Логопедическая физминутка с мячом. |
I этап. Мотивация и самоопределение к деятельности |
Задачи | Методы и формы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся УУД |
Обеспечить мотивацию учащихся к изучению темы; | Орг. момент с психотерапией. Диалог. Групповая. | Отгадывание загадок. Выделение гласной из начальной позиции. Белая вата плывет куда-то, Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако) Про него народ лесной Говорит, что он – портной. Потому что, словно ёлка, Он с рожденья весь в иголках. (Ёжик) | Личностные: самоопределение к деятельности: слушают загадки, называют отгадки; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II этап. Актуализация знаний, фиксация затруднений и постановка цели занятия. |
Задачи | Методы и формы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся УУД |
Актуализи- ровать имеющиеся знания учащихся ; фиксировать затруднения учащихся по теме; формировать у учащихся умение дифференцировать гласные А-Я изолированно; коррекция мыслительных операций: анализ и сравнение объектов; профилактика нарушения зрения; планирование деятельности (с помощью логопеда); постановка цели занятия (с помощью логопеда); | Диалог, моделирование. Групповая. | Выделение начальных гласных. Установление сходства и различия. - Сравните о и ё по произношению. Сопоставление о-ё с их графическим изображением. (Мнемонический приём) В этой букве нет угла, оттого она кругла. До того она кругла, Покатиться бы могла. Буква Е передохнула, Как тотчас же на неё Пара птенчиков вспорхнула – получилась буква Ё. - Так над какой парой гласных будем сегодня работать? Прошу дать характеристику гласным, охарактеризовать звуки, соответствующие данным буквам и построить их фонематические модели. | Выполняют задания, тренирующие мыслительные операции и учебные навыки: выделяют начальные гласные, характеризуют звуки, составляют их фонематические модели и формулируют цели занятия: “Научиться различать гласные О-Ё на слух и при письме” Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, моделирование. Коммуникативные: планирование сотрудничества с логопедом и сверстниками; |
III. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из затруднения |
Задачи | Методы и формы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся УУД |
Определение задач занятия (с помощью логопеда); формировать у детей умение различать гласные О-Ё в слогах; вспомнить роль буквы Ё – обозначение мягкости согласных; | Диалог, ролевая игра. Групповая. | Дифференциация гласных О-Ё в слогах. - Какая из этих букв смягчает согласные? - Как это происходит? Организую учащихся по исследованию проблемной ситуации, в которой дети играют роли согласных звуков (Й, согласного по выбору) и гласного звука “О”, в процессе которого они сами проигрывают процесс смягчения согласных гласным “Ё”. | Определяют задачи: 1.Объясняют, какой буквой мы обозначаем мягкость согласных, а какой – нет. 2.Вспоминают и формулируют, за счет чего происходит смягчение согласных, проговаривают правило своими словами. 3.Составляют план достижения цели и определяют алгоритм, как показать процесс смягчения согласных гласным второго ряда “Ё”, и реализуют его. Познавательные: с помощью логопеда формулирование познавательной цели, моделирование, формулирование проблемы, решение проблемы, доказательство Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование. Коммуникативные: постановка вопросов, планирование сотрудничества со сверстниками и способов взаимодействия, инициативное сотрудничество. |
IV. Первичное закрепление |
Задачи | Методы и формы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся УУД |
Формировать у детей умение различать гласные О-Ё в слогах и словах; предложениях; | Устная и письменная самостоятельная работа. Групповая. | 1. Дифференциация гласных О-Ё в слогах. 1. Ирга с мячом. –Прослушайте пары слогов. Скажите, как звучит согласный в каждой паре. Какие буквы влияют на смягчение согласных: мо - мё со - сё ро - рё по - пё то - тё ло - лё 2. Чтение слоговой таблицы. 3. Запись слогов в 2 строчки (синей и зелёной пастами): то,тё, мо, мё, сё, со, но, нё. Проверка. 2. Дифференциация гласных О-Ё в словах. – Прочитайте получившиеся слова. Назовите буквы, которыми отличаются эти слова. н о с в о л ё ё Словарная работа: вол. 3. Дифференциация гласных о-ё в предложении. – Прочитайте предложение. Вместо точек вставьте пропущенные буквы о-ё. Л…ня в…з в…з сена. - Какие слова звучат похоже? - Чем они не похожи? - В каком слове все согласные звучат мягко? - Сколько гласных в этом слове? Почему? | Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. |
V. Самопроверка |
Задачи | Методы и формы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся УУД |
Развивать само- и взаимоконтроль; | Выполнение упражнения с использованием ИКТ. Само- и взаимоконтроль устных ответов. Групповая. | Интерактивная речевая игра "Помоги Незнайке вставить буквы О или Ё". Необходимо создать “ситуацию успеха” для каждого. | Самостоятельно выполняют задание. Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. |
VI. Рефлексия деятельности. Итоги занятия. |
Задачи | Методы и формы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся УУД |
Научить: - соотносить результаты с поставленной целью; - оценивать результаты деятельности. Подвести итоги занятия. Соотнести полученный результат с поставленной целью. Оценить результат своей деятельности. | Беседа. Групповая. Самоанализ ученика. Самооценка ученика. Оценка работы учеников педагогом. | - Закончите предложение: Сегодня на занятии я понял (-а) … . - Какие задания выполняли? - Какое задание было самым трудным? - Кто легко справился? - Оцените свою работу в тетради. | Устный ответ на вопросы. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Познавательные: рефлексия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. |