Тема: «Дифференциация гласных У-Ю». Групповое занятие, второй класс. Речевое заключение: нарушение чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Учитель: Толкачева Татьяна Геннадьевна учитель-логопед муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 35.
Дидактическая цель:
создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации и применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации по теме: «Дифференциация гласных У-Ю».
Задачи по содержанию:
< > вырабатывать у учащихся умение различать звуки гласные и согласные с опорой на артикуляторные, зрительные, моторные ощущения, обозначая их на письме соответствующими буквами;< > развивать навыки фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза; развивать и коррегировать связную устную и письменную речь, развивать и коррегировать высшие психические процессы (внимание, память, саморегуляцию) –спрос у тани способствовать оптимизации познавательных процессов учащихся ;< > формировать навыки общения в процессе учебной работы.
регулятивные: уметь определять и формулировать цель занятия с помощью логопеда;
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний : отличать новое от уже известного;
коммуникативные: уметь доказательно выражать свою точку зрения;
Планируемые предметные результаты:
-понимать суть понятий : звук (смягчающий, не смягчающий гласный), слово-как единица речи, состоящая из звуков и слогов, предложение – слова, связанные по смыслу, отделяемые на письме границами ;
-формировать положительное отношение к логопедическим занятиям;
Тип учебного занятия: комбинированный урок.
Форма организации познавательной деятельности:
- групповая.
Средства обучения:
-презентация ( слоговые ряды, гимнастика для глаз «Енот», танцевальная разминка);
- раздаточный материал (цифровые линейки, карточки для индивидуальной работы, разноцветные квадраты для звуко-буквенного анализа) ;
- демонстрационный материал (предметные картинки).
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.Организационный момент.
Приветствует учащихся. Создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе.
Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места.
II. Целеполагание и мотивация
Создает условия для формулирования целей урока, опираясь на начальный звук в слове из приветствия героя, обеспечивает мотивацию учащихся.
Формулируют тему урока, цели урока по данной теме.
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
Предлагает дать характеристику положения органов артикуляции при произнесении гласных [у,ю], соотнести звуки с буквами, конструирование письменных букв у, ю из ниток и проволоки
Сравнивают работу органов артикуляции, характеризуют гласные, соотносят звуки с буквами, конструируют буквы.
IV. Применение знаний и умений.
.Организует и направляет познавательную деятельность учащихся.
Активизирует и развивает словарный запас.
Предлагает составить звуковую схему слов, в группе и самостоятельно, организует взаимопроверку.
Предлагает прослушать слоги и записать по памяти.
Составление схем слов с опорой на цвет и на слоговой состав.
Работа с цифровой линейкой
итают стихотворения, вставляя пропущенные слова.
Соотносят схему и слово, определяют место гласного в слове.
Записывают слоги, проверяют себя сравнивая с презентацией ( опора на слоговые ряды)
Записывают слова с комментированием на доске и в тетрадях.
Анализируют звуко-буквенный состав слова, запоминают данные слова, с опорой на картинку, записывают по памяти.
V. Проверка уровня усвоения знаний и умений.
С данными словами предлагаются деформированные предложения.
Работают над составлением предложений, записывают с комментированием, графически выделяя буквы У-Ю
Взаимопроверка.
VI. Рефлексия.
Подводит итог урока, предлагая детям ответить на вопросы, чему они учились на уроке, через какие задания. Предлагает выразить собственное мнение о результате своего участия в уроке.
Выражают свое мнение об уроке, дают самооценку результатам деятельности.
VII. Релаксация.
Динамическая физминутка.
По мере утомления детей проводит физминутку для глаз.
Выполняют упражнения для глаз.
Ход урока
I. Организационный момент.
В класс нас всех зовет звонок, начинается урок.
Приветствие гостей. Проверим готовность к уроку.
II. Целеполагание и мотивация.
Представление гостя урока-клоуна с пожеланиями к открытому уроку. Выделение первого звука из пожелания клоуна-слова «улыбка». Прослушать слова, какой гласный повторяется : юбка,юла,юркий(дать лексическое значение), плюс, колючий. Дать характеристику гласному Ю.
Над какой темой мы сегодня будем работать(вопрос)
Запись числа и темы в тетрадь.
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
1)Сравнение гласных У-Ю по артикуляции. Звуки похожи, а в чем же разница. Дается характеристика звуков: У-не смягчающий гласный, Ю-смягчающий гласный.
2)Сравним буквы У-Ю (девочки составляют буквы из ниток, мальчики из проволоки) Оцениваем работу друг друга. Чем отличается звук от буквы.
3)Дифференциация У-Ю в слогах:
Прослушать цепочки слогов и записать. Проверка (слайд №1)
Лу-лю-лю-лу,су-су-сю-су,ру-рю-рю-ру,мю-му-му-мю. Прочитайте слоги, в которых согласные звучат мягко. Какой звук повлиял на мягкость согласного звука.
4)Речевая разминка : Клоун принес для вас задания на карточках, прочитайте его. Анализ задания и самостоятельное выполнение (работа в парах). Коллективная проверка. Я дополнила это задание: выберите любое стихотворение и подготовьте его выразительное чтение (мини-конкурс чтецов).
5)Презентация (гимнастика для глаз «Енот»)
6)Дифференциация У-Ю в словах:
-разделимся на две команды. У вас одинаковое количество картинок. Первая команда составляет цветовую схему слов, а вторая слоговую. Взаимопроверка. Запись этих слов с комментированием на доске и в тетрадях.
7)Танцевальная физминутка.
8)Работа с цифровой линейкой (определение У-Ю в слове)
Тюлень, страус, кенгуру, утюг, туфли, верблюд.
IV.Проверка уровня усвоения знаний и умений:
А я решила с этими словами составить предложения и вот что у меня получилось (на доске запись):
мама, рубашка утюг,гладит
берег, на, лежит, тюлень
по, верблюд, пустыня, шагает
Это предложения или нет(вопр) Докажите. А что такое предложение.(вопр) Как отделяются предложения друг от друга на письме.(вопр)
8)Составление и запись деформированных предложений на доске и в тетрадях.
У нас осталось три слова, с которыми нет предложений. Составьте предложение с любым из них и запишите. Коллективная проверка, выбор наиболее удачно составленных предложений.
Молодцы!
V.Рефлексия:
Посмотрите на нашего клоуна, улыбка с его лица не исчезла, значит у нас все получилось. Вы порадовали результатами своего труда.
Чему мы сегодня учились на занятии(вопро).
Какие задания были наиболее интересными(воп)(воп.
Что было сложным.
А теперь нарисуйте, какое у вас настроение после работы на занятии: улыбки клоуна веселого, грустного, равнодушного.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дифференциация гласных У-Ю. »
Технологическая карта
Тема: «Дифференциация гласных У-Ю». Групповое занятие, второй класс. Речевое заключение: нарушение чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Учитель: Толкачева Татьяна Геннадьевна учитель-логопед муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 35 .
Дидактическая цель:
создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации и применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации по теме: «Дифференциация гласных У-Ю».
Задачи по содержанию:
образовательные: вырабатывать у учащихся умение различать звуки гласные и согласные с опорой на артикуляторные, зрительные, моторные ощущения, обозначая их на письме соответствующими буквами;
коррекционно-развивающие: развивать навыки фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза; развивать и коррегировать связную устную и письменную речь, развивать и коррегировать высшие психические процессы (внимание, память, саморегуляцию) –спрос у тани способствовать оптимизации познавательных процессов учащихся ;
воспитательные: формировать навыки общения в процессе учебной работы.
Методы обучения:
- репродуктивный;
- частично-поисковый.
Планируемые метапредметные результаты :
регулятивные: уметь определять и формулировать цель занятия с помощью логопеда;
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний : отличать новое от уже известного;
коммуникативные: уметь доказательно выражать свою точку зрения;
Планируемые предметные результаты:
-понимать суть понятий : звук (смягчающий, не смягчающий гласный), слово-как единица речи , состоящая из звуков и слогов , предложение – слова, связанные по смыслу , отделяемые на письме границами ;
-формировать положительное отношение к логопедическим занятиям;
Тип учебного занятия: комбинированный урок.
Форма организации познавательной деятельности:
- групповая.
Средства обучения:
-презентация ( слоговые ряды, гимнастика для глаз «Енот», танцевальная разминка);
- раздаточный материал (цифровые линейки, карточки для индивидуальной работы, разноцветные квадраты для звуко-буквенного анализа) ;
- демонстрационный материал (предметные картинки).
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.Организационный момент.
Приветствует учащихся. Создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе.
Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места.
II. Целеполагание и мотивация
Создает условия для формулирования целей урока, опираясь на начальный звук в слове из приветствия героя , обеспечивает мотивацию учащихся.
Формулируют тему урока, цели урока по данной теме.
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
Предлагает дать характеристику положения органов артикуляции при произнесении гласных [у,ю], соотнести звуки с буквами, конструирование письменных букв у, ю из ниток и проволоки
Сравнивают работу органов артикуляции, характеризуют гласные, соотносят звуки с буквами, конструируют буквы.
IV. Применение знаний и умений.
.
Организует и направляет познавательную деятельность учащихся.
Активизирует и развивает словарный запас.
Предлагает составить звуковую схему слов, в группе и самостоятельно, организует взаимопроверку.
Предлагает прослушать слоги и записать по памяти.
Составление схем слов с опорой на цвет и на слоговой состав.
Работа с цифровой линейкой
Читают стихотворения , вставляя пропущенные слова .
Соотносят схему и слово, определяют место гласного в слове.
Записывают слоги, проверяют себя сравнивая с презентацией ( опора на слоговые ряды)
Записывают слова с комментированием на доске и в тетрадях.
Анализируют звуко-буквенный состав слова , запоминают данные слова , с опорой на картинку , записывают по памяти.
V. Проверка уровня усвоения знаний и умений.
С данными словами предлагаются деформированные предложения.
Работают над составлением предложений, записывают с комментированием , графически выделяя буквы У-Ю
Взаимопроверка.
VI. Рефлексия.
Подводит итог урока, предлагая детям ответить на вопросы, чему они учились на уроке, через какие задания. Предлагает выразить собственное мнение о результате своего участия в уроке.
Выражают свое мнение об уроке, дают самооценку результатам деятельности.
VII. Релаксация.
Динамическая физминутка.
По мере утомления детей проводит физминутку для глаз.
Выполняют упражнения для глаз.
Ход урока
I. Организационный момент.
В класс нас всех зовет звонок , начинается урок.
Приветствие гостей . Проверим готовность к уроку.
II. Целеполагание и мотивация.
Представление гостя урока-клоуна с пожеланиями к открытому уроку. Выделение первого звука из пожелания клоуна-слова «улыбка». Прослушать слова, какой гласный повторяется : юбка,юла,юркий(дать лексическое значение) , плюс, колючий. Дать характеристику гласному Ю.
Над какой темой мы сегодня будем работать(вопрос)
Запись числа и темы в тетрадь.
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
1)Сравнение гласных У-Ю по артикуляции. Звуки похожи, а в чем же разница. Дается характеристика звуков: У-не смягчающий гласный, Ю-смягчающий гласный.
2)Сравним буквы У-Ю (девочки составляют буквы из ниток, мальчики из проволоки) Оцениваем работу друг друга. Чем отличается звук от буквы.
3)Дифференциация У-Ю в слогах:
Прослушать цепочки слогов и записать. Проверка (слайд №1)
Лу-лю-лю-лу,су-су-сю-су,ру-рю-рю-ру,мю-му-му-мю. Прочитайте слоги , в которых согласные звучат мягко . Какой звук повлиял на мягкость согласного звука.
4)Речевая разминка : Клоун принес для вас задания на карточках , прочитайте его. Анализ задания и самостоятельное выполнение (работа в парах). Коллективная проверка. Я дополнила это задание: выберите любое стихотворение и подготовьте его выразительное чтение (мини-конкурс чтецов).
5)Презентация (гимнастика для глаз «Енот»)
6)Дифференциация У-Ю в словах:
-разделимся на две команды. У вас одинаковое количество картинок. Первая команда составляет цветовую схему слов , а вторая слоговую. Взаимопроверка. Запись этих слов с комментированием на доске и в тетрадях.
7)Танцевальная физминутка.
8)Работа с цифровой линейкой (определение У-Ю в слове)
Тюлень, страус, кенгуру, утюг, туфли, верблюд.
IV.Проверка уровня усвоения знаний и умений:
А я решила с этими словами составить предложения и вот что у меня получилось (на доске запись):
мама, рубашка утюг ,гладит
берег, на, лежит, тюлень
по, верблюд, пустыня, шагает
Это предложения или нет(вопр) Докажите . А что такое предложение.(вопр) Как отделяются предложения друг от друга на письме.(вопр)
8)Составление и запись деформированных предложений на доске и в тетрадях.
У нас осталось три слова, с которыми нет предложений. Составьте предложение с любым из них и запишите. Коллективная проверка, выбор наиболее удачно составленных предложений.
Молодцы!
V.Рефлексия:
Посмотрите на нашего клоуна , улыбка с его лица не исчезла , значит у нас все получилось. Вы порадовали результатами своего труда.
Чему мы сегодня учились на занятии(вопро).
Какие задания были наиболее интересными(воп)(воп.
Что было сложным.
А теперь нарисуйте, какое у вас настроение после работы на занятии: улыбки клоуна веселого, грустного, равнодушного.