учитель-логопед МБУ «Методический центр управления образования
администрации города Макеевки
Животова В.И.
Тема: Дифференциация гласных А-Я в слогах, словах, предложениях.
Цели:
дифференциация гласных А-Я в слогах, словах, предложениях;
учить сравнивать согласные по твёрдости и мягкости перед гласными А-Я;
развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания, логического мышления, связную речь;
совершенствовать грамматический строй речи;
воспитывать интерес к знаниям, заботливое отношение к игрушкам.
Оборудование: зеркала, предметные и сюжетные картинки к тексту «Яна и Ася» карточки, тетради, ручки, таблицы слогов, слов, парных гласных.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Игра «Цепочка слов».
Здесь слова первого конец Началом стал второго.
Сядет тот, кто продолжит цепочку слов. Назовите слово-картинку так, чтобы последний слог первого слова стал первым слогом второго слова. На доске картинки:
Картинки: яма – малина – насос – соска – кабан – банка - капитан
II. Основная часть.
1. Отгадай загадки.
Висит на ветке колобок, Далеко на юге где-то
Блестит его румяный бок. Он растет зимой и летом.
(Яблоко) Удивит собою нас
Толстокожий… (Ананас) Вопросы: Как одним словом можно назвать эти предметы?
С какой буквы начинаются слова-отгадки?
Какие это буквы?
К гласным какого ряда относится буква Я, буква А?
2. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы будем работать с гласными А и Я, учиться их различать.
Буквы А-Я – это первая пара парных гласных, которые мы будем учиться различать. (Обращаемся к таблице парных гласных).
Назовите пары гласных. Чем похожи, чем отличаются парные гласные?
3. Сравнение гласныхА-Япо артикуляции, установление сходства и различия (зеркало).
Какую гласную А или Я легче произнести?
Как образовалась гласная второго ряда Я? (Й+А=Я, двузвучная буква Я)
ЗАПОМНИТЕ:
Гласные буквы первого ряда А, О, У, Э, Ы указывают на то, что предыдущий согласный – твёрдый.
Гласные буквы второго ряда Я, Е, Ё, И, Ю указывают на мягкость предыдущего согласного.
Гласные второго ряда обозначают два звука, если стоят в начале слова, в середине слова после гласной и после Ь и Ъ знака.
4. Дифференциация гласных А-Я
Прослушайте, запомните и повторите слоги:
ТА-ТЯ-ТА МА-МЯ-МА ТЯ-ТА-ТЯ
МЯ-МА-МЯ РА-РЯ-РА РА-РЯ-РЯ.
Работа с сигнальными карточками(прослушать слово и поднять соответствующую карточку с буквой).
6. Упражнение «Слово рассыпалось». Собери слова из букв. Прочитай их.
р о б д я г а п а ц л я к я п т к а ж и п л я р я к о г а
Слова: коряга, бродяга, цапля, пятка, пляжи.
7. Упражнение «Веселая минутка». Ответьте на вопрос: (Отгадка «спряталась» внутри последнего слова).
Кто проучил грубиЯНА? Кто поет про гардеМАРИНА?
Его подарил бурЛАК. Что развлекает тИГРА?
Она пожалела ТимоФЕЯ. Кто учится, игРАЯ?
Что беспокоит баРАНА? Кто взял два каранДАША.
8. Работа с предложением. Спишите предложения, вставьте пропущенную букву А или Я.
У В…ли з…в…ли ром…шки.
Т…н… и В…н… играли в пр…тки.
У Н…ди в тетр…ди кл…кс… .
На столе леж… л… тр…пк… .
В…н… и Л…н… ед…т овс…ную к…шу.
9. Составление рассказа по картинкам. Рассмотрите картинки. Придумайте короткий рассказ про девочку Яну и куклу Асю. Назови слова с буквами А-Я в рассказе.
III.Итог занятия. Ребята, вспомните, чем мы сегодня занимались?
Какие бывают гласные?
Как они образуются?
Какие гласные указывают на мягкость согласного? Твёрдость?