Дифференциация звуков и букв Сс- Зз в слогах, словах, предложениях.
Дифференциация звуков и букв Сс- Зз в слогах, словах, предложениях.
Урок предназначен для работы с группой обучающихся 1 класса с ФФНР.На уроке обучающиеся вместе с Весёлым Язычком будут учиться правильнот выполнять артикуляционную гимнастику, отличать звук от буквы, познакомятся с термином - слова - паронимы, будут делить слова на слоги, руководствуясь правилом, графически записывать предлдожение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дифференциация звуков и букв Сс- Зз в слогах, словах, предложениях.»
Дифференциация звуков и букв Сс –Зз в слогах, словах, предложениях.
2 урок
1 класс
Предмет: Логопедия
Класс: 1 класс ФФНР
Автор: Сиднева Елена Валерьевна – учитель логопед I квалификационной категории МБОУ «СОШ № 45 г. Челябинска»
УМК:
Мазанова Е.А., Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников/Мазанова Е.В.-2-е изд., испр.- М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2009 – 32 с.
Мазанова Е.А., Учусь не путать звуки. Альбом 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников/Мазанова Е.В.-2-е изд., испр.-М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2009 – 32 с.
3. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2001.
4. Коноваленко В.В., Парные звонкие – глухие согласные С – З. Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6 – 9 лет/Коноваленко В.В., – М.: Издательство ГНОМ, 2013 – 32с.
Цель: Создать условия для формирования у обучающихся умения различать звуки и буквы с – з в слогах, словах, предложениях.
Развивать умение давать сравнительную характеристику звукам по предложенному плану (алгоритму).
Развитие полноценного фонематического слуха и восприятия (на примере слов – паронимов).
Развивать умение делить слова на слоги, производя их последовательный анализ.
Развитие навыков письма и чтения.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к звуку, слову, к русскому языку в целом (через игры со звуками).
Воспитание произвольного контроля речи.
Материально – техническое оснащение: профили артикуляции звуков, зеркала, маркер для пластиковой доски, мяч, «Чудесный мешочек», «Весёлая полянка» для артикуляционных упражнений, таблица звук – буква, предметные картинки к словам-паронимам, Незнайка и его друзья (картинка), лесенка успеха.
I. Мотивационно-целевой этап.
Ход занятия
Эмоциональный настрой (учитель маркером на доске, дети указательным пальцем в воздухе).
Л: Я дохнула на стекло
Написала букву О.
Дальше пальчиком веду
Получилась буква …У.
Палочка вверху кружочек
Порычи скорей дружочек.
Если букву К подставить
Слово я могу составить.
Слово умное…УРОК
Этот пальчик мне помог.
Л: Итак: Начинаем наш урок.
Пожелайте друг другу что-нибудь хорошее (дети передают мяч друг другу).
Для чего вы посещаете логопедические занятия?
Д: Для того, чтобы правильно, красиво говорить и писать без ошибок слова: не пропускать буквы и не писать вместо одной буквы другую.
Л: Сегодня у нас на уроке в гостях вот такой весёлый язычок.
Для того, чтобы наш Язычок научился правильно и красиво говорить, ему необходимо делать гимнастику. Давайте, вместе с ним выполним упражнения!
Артикуляционная гимнастика
Дети выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалами. Учитель показывает предметную картинку и сопровождает показ стихотворением. Упражнения выполняются под счёт.
«Лопаточка», «Иголочка», «Лопатка- Иголочка», «Качели», «Язык перешагивает через нижние зубы», «Горка». Во дворе он увидел «горку», покатался на ней (зубы катаются с горки), потом увидел красивую бабочку, которая подарила ему воздушный шарик. Язычок надул шарик.
Воздушная струя
Дети надувают воздушные шары (оригами). Язычок довольный побежал в школу (ведь школа – это праздник) учиться чему-то новому. Наш язычок готов смело отвечать на все вопросы.
II. Ориентировочный этап.
Введение в тему.
Учитель-логопед предъявляет таблицу, дети хором читают.
Л: Найдите 3 [] в слове ластик - запишите букву , 4 [] в слове карандаш, 3 [] в слове книга, 5 [] в слове пенал (по цепочке у доски).
Какие буквы вы записали? Прочитайте.
С, а , и, л - ….
Составьте слово - лиса (предъявляется картинка)
Кто такая лиса? (это дикое животное). Придумайте предложение с этим словом.
Поменяйте в слове звук (букву) и получится имя девочки (Лиза). Придумайте предложение с этим словом.
Чем отличаются слова лиса - Лиза? (буквами, звуками с - з)
Л: Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Тема: Сегодня на уроке мы будем учиться различать звуки и буквы Сс-Зз.
Характеристика звуков [с-з]
Дети поочередно произносят звуки перед зеркалами, выделяя сходство и различие (по алгоритму).
Губы
В улыбке
В улыбке
Зубы
сближены
сближены
Язык
вниз
вниз
Воздушная струя
Сильная, холодная
Сильная, холодная
С-глухой, З - звонкий. Докажите (тактильно – вибрационный контроль).
Л: Что в природе напоминает вам, когда произносим звук С? (свист ветра, вода льется, шарик сдувается)
А Звук З? (насекомое – комар, муха, шмель).
III. Поисково-исследовательский этап.
Развитие фонематического слуха (Дифференциация звуков в слогах)
Язычок очень любит играть!
Игра скажи «Наоборот». Учитель кидает мяч и называет звукосочетание - ребенок возвращает мяч, произнося вместо [с] - [з] и наоборот.
СЛИ - ЗЛИ СМА - ЗАМ-
СЛО - АСА - ЫЗЫ -
ЗЛУ - ОСЫ - СНА -
ЗУМ - СВЯ - СОЛ -
СКА - ЗВУ - ЗОН -
Л: Молодцы! Никто не ошибся. Все были внимательны!
Дифференциация [ с –з ] в словах.
Буквам не терпится поскорее встать в слова, ведь они там главные! Вставьте буквы З и С по смыслу. Прочитайте пары слов, назовите значение слова, подобрав соответствующую картинку.
Ро.а - ро.а
Ко.а – ко.а
Л: Закончите предложения, вставив подходящие по смыслу слова.
В огород забрела….
У Кати красивая, русая…
На траве утром сверкает…..
В саду распустилась красная….
СЛОВА - ПАРОНИМЫ
Л: Это слова- паронимы, которые различаются одной буквой (звуком). Поменяли букву - поменялось значение слова. Появилось новое слово с новым значением.
IV. Практический этап.
Звукослоговой и графический анализ слов.
Наш язычок любит сюрпризы. Учитель предъявляет детям «Чудесный мешочек», в котором находятся предметные картинки, в названии которых есть звуки с – з в разных позициях в слове. Ученик вынимает карточку, определяет количество слогов в слове (руководствуясь правилом - сколько в слове гласных, столько и слогов) и соотносит со схемой на доске.
С (сыр, сом, слон)
З (знак, зонт)
_ З (ваза, розы, козы)
С __ (сова, сахар)
__ __ З (медуза)
С _ З ( стрекоза )
Л: Как определить количество слогов в слове?
Пора нашему язычку и отдохнуть.
Физкультминутка
Выполняется стоя. Логопед произносит слова. Если в слове есть звук С, дети разводят руки в стороны, если З – руки вверх, нет звуков – руки вниз.
Кто главный сказочный персонаж здесь? (Незнайка). Почему его так называют? Подружится ли наш Язвчок с ним? Какой звук спрятался в имени Незнайка? Буквы С и З спрятались в различных предметах. Наш Язычок поможет Незнайке отыскать эти предметы! Назовите и впишите в 2 колонки только е слова, в которых есть звуки С-З.
С
З
стол
ваза
кисть
роза
волосы
узор
клякса
зонт
глаза
Незнайка
Дети по цепочке выходят к доске и вписывают по 1 слову в каждую колонку.
Л: Проверьте, правильно ли вы записали слова! Какие слова записали в первую колонку, прочитайте? Во вторую? Почему нельзя было записать слова в одну колонку?
Теперь и Незнайка запомнил, в чём отличие звуков и букв. И теперь он Знайка!
Дифференциация звуков в предложении
Составьте с данными словами предложения и запишите их графически.
Незнайка посадил кляксу на листе.
Зс с _ с.
У Незнайки в руках кисточки.
__ З __ __ с.
Ярко светит солнце.
_ сс.
На столе лежат спелые арбузы.
__ с __ сз.
Незнайка – настоящий выдумщик.
Зс __.
V. Рефлексивно-оценочный этап.
Итог урока:
Л: Ребята, какие задания, которые принёс для Вас Язычок на урок, Вам понравились?
Какие звуки и буквы часто встречались в заданиях?
В чём сходство звуков, букв? В чём различие?
9. Оценка работы детей на занятии.
Л: На какую ступеньку Вы сегодня поднялись на уроке? (Лесенка успеха).