kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дифференциация звуков и букв Сс- Зз в слогах, словах, предложениях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для работы с группой обучающихся 1 класса с ФФНР.На уроке обучающиеся вместе с Весёлым Язычком будут учиться правильнот выполнять артикуляционную гимнастику, отличать звук от буквы, познакомятся с термином - слова - паронимы, будут делить слова на слоги, руководствуясь правилом, графически записывать предлдожение. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация звуков и букв Сс- Зз в слогах, словах, предложениях.»

Дифференциация звуков и букв Сс –Зз в слогах, словах, предложениях.


2 урок

1 класс

Предмет: Логопедия

Класс: 1 класс ФФНР

Автор: Сиднева Елена Валерьевна – учитель логопед I квалификационной категории МБОУ «СОШ № 45 г. Челябинска»

УМК:

  1. Мазанова Е.А., Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников/Мазанова Е.В.-2-е изд., испр.- М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2009 – 32 с.

  2. Мазанова Е.А., Учусь не путать звуки. Альбом 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников/Мазанова Е.В.-2-е изд., испр.-М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2009 – 32 с.

3. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2001.

4. Коноваленко В.В., Парные звонкие – глухие согласные С – З. Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6 – 9 лет/Коноваленко В.В., – М.: Издательство ГНОМ, 2013 – 32с.

Цель: Создать условия для формирования у обучающихся умения различать звуки и буквы с – з в слогах, словах, предложениях.

Задачи:


Образовательные:


  • Научить различать [с-з] по акустико - артикуляционным признакам (через тактильно-вибрационный контроль).

  • Закрепить связь звуков [с-з] и букв Сс-Зз.

  • Познакомить с термином слова – паронимы.

  • Учить графически записывать предложения.

Коррекционно – развивающие:

  • Развивать умение давать сравнительную характеристику звукам по предложенному плану (алгоритму).

  • Развитие полноценного фонематического слуха и восприятия (на примере слов – паронимов).

  • Развивать умение делить слова на слоги, производя их последовательный анализ.

  • Развитие навыков письма и чтения.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к звуку, слову, к русскому языку в целом (через игры со звуками).

  • Воспитание произвольного контроля речи.

Материально – техническое оснащение: профили артикуляции звуков, зеркала, маркер для пластиковой доски, мяч, «Чудесный мешочек», «Весёлая полянка» для артикуляционных упражнений, таблица звук – буква, предметные картинки к словам-паронимам, Незнайка и его друзья (картинка), лесенка успеха.



I. Мотивационно-целевой этап.


Ход занятия

  1. Эмоциональный настрой (учитель маркером на доске, дети указательным пальцем в воздухе).

Л: Я дохнула на стекло

Написала букву О.

Дальше пальчиком веду

Получилась буква …У.

Палочка вверху кружочек

Порычи скорей дружочек.

Если букву К подставить

Слово я могу составить.

Слово умное…УРОК

Этот пальчик мне помог.

Л: Итак: Начинаем наш урок.

Пожелайте друг другу что-нибудь хорошее (дети передают мяч друг другу).

Для чего вы посещаете логопедические занятия?

Д: Для того, чтобы правильно, красиво говорить и писать без ошибок слова: не пропускать буквы и не писать вместо одной буквы другую.

Л: Сегодня у нас на уроке в гостях вот такой весёлый язычок.



Для того, чтобы наш Язычок научился правильно и красиво говорить, ему необходимо делать гимнастику. Давайте, вместе с ним выполним упражнения!

  1. Артикуляционная гимнастика

Дети выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалами. Учитель показывает предметную картинку и сопровождает показ стихотворением. Упражнения выполняются под счёт.

Упражнения для губ:

«Улыбка», «Хоботок», «Улыбка – Хоботок» чередование.

Упражнения для языка

«Лопаточка», «Иголочка», «Лопатка- Иголочка», «Качели», «Язык перешагивает через нижние зубы», «Горка».
Во дворе он увидел «горку», покатался на ней (зубы катаются с горки), потом увидел красивую бабочку, которая подарила ему воздушный шарик. Язычок надул шарик.

Воздушная струя

Дети надувают воздушные шары (оригами). Язычок довольный побежал в школу (ведь школа – это праздник) учиться чему-то новому. Наш язычок готов смело отвечать на все вопросы.

II. Ориентировочный этап.


  1. Введение в тему.

Учитель-логопед предъявляет таблицу, дети хором читают.

Л: Найдите 3 [] в слове ластик - запишите букву , 4 [] в слове карандаш, 3 [] в слове книга, 5 [] в слове пенал (по цепочке у доски).

Какие буквы вы записали? Прочитайте.

С, а , и, л - ….

Составьте слово - лиса (предъявляется картинка)

Кто такая лиса? (это дикое животное). Придумайте предложение с этим словом.

Поменяйте в слове звук (букву) и получится имя девочки (Лиза). Придумайте предложение с этим словом.


Чем отличаются слова лиса - Лиза? (буквами, звуками с - з)

Л: Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Тема: Сегодня на уроке мы будем учиться различать звуки и буквы Сс-Зз.

  1. Характеристика звуков [с-з]

Дети поочередно произносят звуки перед зеркалами, выделяя сходство и различие (по алгоритму).

Губы

В улыбке

В улыбке

Зубы

сближены

сближены

Язык

вниз

вниз

Воздушная струя

Сильная, холодная

Сильная, холодная


С-глухой, З - звонкий. Докажите (тактильно – вибрационный контроль).

Л: Что в природе напоминает вам, когда произносим звук С? (свист ветра, вода льется, шарик сдувается)

А Звук З? (насекомое – комар, муха, шмель).

III. Поисково-исследовательский этап.


  1. Развитие фонематического слуха (Дифференциация звуков в слогах)

Язычок очень любит играть!

Игра скажи «Наоборот». Учитель кидает мяч и называет звукосочетание - ребенок возвращает мяч, произнося вместо [с] - [з] и наоборот.

СЛИ - ЗЛИ СМА - ЗАМ-

СЛО - АСА - ЫЗЫ -

ЗЛУ - ОСЫ - СНА -

ЗУМ - СВЯ - СОЛ -

СКА - ЗВУ - ЗОН -

Л: Молодцы! Никто не ошибся. Все были внимательны!

  1. Дифференциация [ с –з ] в словах.

Буквам не терпится поскорее встать в слова, ведь они там главные! Вставьте буквы З и С по смыслу. Прочитайте пары слов, назовите значение слова, подобрав соответствующую картинку.

Ро.а - ро.а

Ко.а – ко.а


Л: Закончите предложения, вставив подходящие по смыслу слова.

В огород забрела….

У Кати красивая, русая…

На траве утром сверкает…..

В саду распустилась красная….

СЛОВА - ПАРОНИМЫ

Л: Это слова- паронимы, которые различаются одной буквой (звуком). Поменяли букву - поменялось значение слова. Появилось новое слово с новым значением.

IV. Практический этап.


  1. Звукослоговой и графический анализ слов.

Наш язычок любит сюрпризы. Учитель предъявляет детям «Чудесный мешочек», в котором находятся предметные картинки, в названии которых есть звуки с – з в разных позициях в слове. Ученик вынимает карточку, определяет количество слогов в слове (руководствуясь правилом - сколько в слове гласных, столько и слогов) и соотносит со схемой на доске.

  1. С (сыр, сом, слон)

  2. З (знак, зонт)

  3. _ З (ваза, розы, козы)

  4. С __ (сова, сахар)

  5. __ __ З (медуза)

  6. С _ З ( стрекоза )

Л: Как определить количество слогов в слове?

Пора нашему язычку и отдохнуть.


Физкультминутка


Выполняется стоя. Логопед произносит слова. Если в слове есть звук С, дети разводят руки в стороны, если З – руки вверх, нет звуков – руки вниз.

Стоять, зевать, писать, закричать, закрыть, смахнуть, сесть, скакать, царапнуть, забыть, слепить (Дети садятся).

  1. Дифференциация звуков в словах

Наш Язычок очутился на Весёлой полянке.

Кто главный сказочный персонаж здесь? (Незнайка). Почему его так называют? Подружится ли наш Язвчок с ним? Какой звук спрятался в имени Незнайка? Буквы С и З спрятались в различных предметах. Наш Язычок поможет Незнайке отыскать эти предметы! Назовите и впишите в 2 колонки только е слова, в которых есть звуки С-З.

С

З

стол

ваза

кисть

роза

волосы

узор

клякса

зонт


глаза


Незнайка


Дети по цепочке выходят к доске и вписывают по 1 слову в каждую колонку.

Л: Проверьте, правильно ли вы записали слова! Какие слова записали в первую колонку, прочитайте? Во вторую? Почему нельзя было записать слова в одну колонку?

Теперь и Незнайка запомнил, в чём отличие звуков и букв. И теперь он Знайка!

  1. Дифференциация звуков в предложении

Составьте с данными словами предложения и запишите их графически.

Незнайка посадил кляксу на листе.

З с с _ с.

У Незнайки в руках кисточки.

__ З __ __ с.

Ярко светит солнце.

_ с с.

На столе лежат спелые арбузы.

__ с __ с з.

Незнайка – настоящий выдумщик.

З с __.

V. Рефлексивно-оценочный этап.

Итог урока:

Л: Ребята, какие задания, которые принёс для Вас Язычок на урок, Вам понравились?

Какие звуки и буквы часто встречались в заданиях?

В чём сходство звуков, букв? В чём различие?

9. Оценка работы детей на занятии.

Л: На какую ступеньку Вы сегодня поднялись на уроке? (Лесенка успеха).




7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Дифференциация звуков и букв Сс- Зз в слогах, словах, предложениях.

Автор: Сиднева Елена Валерьевна

Дата: 11.09.2016

Номер свидетельства: 343271

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "" Дифференциация звуков [С], [Ш] и букв С - Ш в слогах, словах, предложениях и связной речи". "
    ["seo_title"] => string(98) "diffierientsiatsiia-zvukov-s-sh-i-bukv-s-sh-v-sloghakh-slovakh-priedlozhieniiakh-i-sviaznoi-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "133563"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416544945"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Конспект логопедического занятия на тему: " Дифференциация звуков [С ],[Ш] и букв С-Ш  в слогах, словах, предложениях и связной речи". "
    ["seo_title"] => string(148) "konspiekt-loghopiedichieskogho-zaniatiia-na-tiemu-diffierientsiatsiia-zvukov-s-sh-i-bukv-s-sh-v-sloghakh-slovakh-priedlozhieniiakh-i-sviaznoi-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "133567"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416545418"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Дифференциация согласных Р–Л в слогах, словах, предложениях, тексте, стихотворении."
    ["seo_title"] => string(80) "differentsiatsiia_soglasnykh_r_l_v_slogakh_slovakh_predlozheniiakh_tekste_stikho"
    ["file_id"] => string(6) "624834"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1675507051"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Дифференциация звуков и букв Дд - Тт в слогах, словах, предложениях"
    ["seo_title"] => string(76) "diffierientsiatsiia_zvukov_i_bukv_dd_tt_v_sloghakh_slovakh_priedlozhieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "343111"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1473502361"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Конспект группового логопедического занятия с учащимися 3-го класса Тема: Дифференциация звуков и букв с-ш в слогах, словах, предложениях."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_ghruppovogho_loghopiedichieskogho_zaniatiia_s_uchashchimisia_3_gho_kla"
    ["file_id"] => string(6) "372755"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482498508"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства