Дифференциация звуков и букв Дд - Тт в слогах, словах, предложениях
Дифференциация звуков и букв Дд - Тт в слогах, словах, предложениях
Урок разработан для обучающихся 2 класса с нарушением чтения и письма, обусловленным нерезко - выраженным общим недоразвитием речи. Это урок - закрепление. Работа на уроке выстроена с постепенным усложнением материала от звука (буквы) к предложению.Материал представлен в интересной игровой форме. Обучащиеся научатся различать звуки д - т в слогах, словах, предложениях; различать однокоренные слова от неоднокоренных, познакомятся со значением слова чаровница.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дифференциация звуков и букв Дд - Тт в слогах, словах, предложениях»
Конспект занятия
«Дифференциация звуков и букв Дд - Тт в слогах, словах, предложениях».
2-ой урок
Предмет: Логопедия
Класс: 2 НОНР, дисграфия (2 – ой урок)
Автор: Сиднева Елена Валерьевна, учитель I квалификационной категории МБОУ «СОШ №45 г Челябинска».
УМК:
1. Коноваленко В.В., Парные звонкие – глухие согласные Д – Т. Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6 – 9 лет/Коноваленко В.В., – М.: Издательство ГНОМ, 2013. – 32с.
2. Мазанова Е.А., Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии у младших школьников/Мазанова Е.В.-2-е изд., испр.-М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2009. – 32 с.
3. Мазанова Е.А., Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза/Мазанова Е.В.. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2009. – 48 с.
Цель: Создать условия дляформирования у обучающихся умения различать звукии буквы Д - Т в слогах и словах, предложениях.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить умение дифференцировать звуки изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Закрепить связь звук и буква.
Учить давать полную фонетическую характеристику изученным звукам.
Коррекционно – развивающие:
Развитие фонематического восприятия.
Развитие навыков звуко - слогового анализа и синтеза слова.
Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми связью слов в предложении, различными синтаксическими конструкциями.
Развитие орфографической зоркости.
Обогащение словарного запаса, путем накопления слов, относящихся к различным частям речи.
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации учебной деятельности.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
5. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
6. Оценка обучающимися своей работы на уроке по следующим параметрам: я научился, я старался, я поставлю себе оценку сам.
Познавательные учебные действия:
1. Уметь отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самому задавать вопросы.
2. Наблюдать и делать простые самостоятельные выводы.
Коммуникативные универсальные действия:
1. Участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения на события.
2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи, с учётом своих учебных речевых ситуаций.
3. Читать вслух тексты, понимать прочитанное.
4. Сотрудничать в совместном решении проблемы.
Материально – техническое оснащение: индивидуальные зеркала, артикуляционный профиль звуков, карточки с написанием заглавных и строчных букв, элементы букв, картинка к теме «Зима», таблица название зимних месяцев, картинки - зимние забавы, снежинки, карточки с родственными словами, снежок из ваты, слоговые горки, смайлик.
I. Мотивационно - целевой этап.
Орг. момент. Эмоциональный настрой.
Ход занятия:
Л: Здравствуй, небо!
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, птица, за окном!
Хорошо урок весёлый
Мы сегодня проведем!
Посмотрите на этого человечка. Он хочет передать Вам свое хорошее настроение.
Посмотрите друг на друга и подарите улыбки.
II. Ориентировочный этап.
Введение в тему
- Посмотрите на картинку. Какое время года на ней изображено? (полным ответом).
Д: На картине изображена зима.
Опишите зиму, какая она, если мы очарованы её красотой? (чаровница)
Какая она, если любит пошутить с людьми, удивить их, пошалить? (проказница, шутница)
Л: Назовите зимние месяцы.
Декабрь
Январь
Февраль
Л: Какой сейчас идет месяц? (……) Откройте тетради, запишите число.
Л: Чем зима отличается от других времен года? Какие изменения происходят зимой в живой и неживой природе? (солнце светит, но не греет, реки покрыты льдом, небо пасмурное, холодно, часто идет снег, люди меняют одежду, много ребячьих забав…) см. Приложение
Л: Итак, мы с вами оказались на улице и увидели на снегу элементы букв, очевидно, их выронил какой-то нерадивый ученик. Составьте буквы. Назовите буквы, которые у вас получились? (Д и Т). Это знакомые вам буквы. Посмотрите, как правильно они записаны (показать на доске).
Запишите их на доске, в воздухе под счет, у себя на ладони.
Л: Как Вы думаете, ребята, почему я взяла именно эти звуки и буквы?
Тема нашего урока такова - мы продолжаем учиться различать буквы и звуки Д и Т, в слогах, словах, предложениях. (Учитель показывает табличку с правильным написанием букв)
Л: Какой звук обозначает буква Д? ([д]). Возьмите зеркала и дайте характеристику [д]!
Д: Согласный, звонкий, парный.
Л: Докажите. На что похож звук [д]? Какие предметы издают такой звук?
Д: Дятел, барабан, большой молоточек, мерзнем (зуб на зуб не попадает).
Л: Какой звук обозначает буква Т? Возьмите зеркала и дайте характеристику.
Д: Согласный, глухой, парный.
Л: Докажите. Какие предметы издают такой звук?
Д: Маленький молоточек, дождик накрапывает.
Л: Звуки д и т – братья. В чем сходство, различие?
согласный
согласный
звонкий
глухой
парный
парный
Л: Какие зимние забавы вы знаете? (катание на коньках, лыжах, санках с горы, игра в снежки, лепить снеговика).
Развитие мелкой моторики пальцев рук
Игра «ладушки» в парах (логоритмика)
Рады мы зиме всегда
С ней мы лучшие друзья!
Санки, лыжи и коньки
Вот счастливые деньки!
А ещё мы любим играть в снежки!
Поиграем в снежки. Подготовим руки, согреем, потрём ладошки друг о друга).
Л: Игра «Наоборот» (учитель кидает снежок детям - дети возвращают, сказав ответ)
Развитие фонематического слуха
Дро - тро
Ото -
Тар -
Дум- Тол -
Туш -
Тым -
Дай -
Так -
Развитие целенаправленной воздушной струи
Л: Мы поиграли в снежки и все теперь в снегу. Сдуем снежинки (дети сдувают «снежинки» - ватные шарики на ниточке через широкий язычок).
III. Поисково-исследовательский этап.
Развитие навыков слогового анализа и синтеза.
Л: А теперь мы покатаемся с гор. Сначала с маленьких, потом с больших.
На лыжах и санках
Мы мчимся с горы,
Все любят забавы
Весёлой зимы.
Л: Соберите слоги в слова. Какие слова у вас получились? (слова записаны на снежинках)
Д: Часто, ветер, дует, зимой, холодный.
IV. Практический этап.
Работа над предложением
Л: Что вы можете составить из данных слов?
Д: Предложение. Сколько слов будет в предложении.
Л: Что такое предложение? Что оно выражает?
Д: Предложение выражает законченную мысль.
Л: Составьте разные предложения из данных слов и мы выберем самое лучшее.
Д:
Зимой
часто
дует
холодный
ветер
«Живое» предложение (у каждого обучающегося в руках снежинка, на которой написано слово). Дети меняются местами, составляя красивое предложение.
Часто дует зимой холодный ветер.
Холодный ветер зимой часто дует.
Ветер зимой дует холодный.
Л: Какое из предложений получилось самое красивое? (удачное)?
Д: Зимой часто дует холодный ветер.
Л: Давайте запишем его в тетради. Но сначала составим «живое» предложение.
Каждый ученик берет карточку со своего стола и выходит к доске.
Сколько всего слов в предложении? (5)
Л: Назовите слова по порядку. Какое 1 слово? 2, 3, 4, 5? Дети становятся у доски в нужном порядке, держа карточки – снежинки в руках. Каждый прочитывает свое слово по порядку. Затем прочитывает все предложение учитель.
С какой буквы запишите предложение? Почему? (Первый ученик поднимает руку вверх)
Что поставите в конце предложения? (точку) Последний ребенок держит в руках слово и точку. Оставьте карточки у доски в нужном порядке сядьте на места и запишите это предложение.
Л: Подчеркните буквы Д и Т в словах. Букву Д синим карандашом одной чертой, букву Т- синим карандашом двумя чертами.
Обогащение словарного запаса
Л: Назовите слово из предложения в котором мы подчеркнули букву Д!
Д: Холодный.
Л: Выделите в нем корень. Подберем к нему родственные слова и построим из них снежную крепость. Но будьте внимательны! Не все слова будут родственными.
Слова написаны на карточках с обратной стороны доски и расположены в хаотичном порядке. Дети выбирают однокоренные, лишние убирают. Учитель строит из слов снежную крепость – стену.
Однокоренные
Не однокоренные
холода
выходить
холодок
выходной
холодает
походный
холодненький
похолодало
холодильник
выхолодить
V. Рефлексивно-оценочный этап.
Итог урока
Л: Вот какая высокая крепость у нас получилась. Теперь никакие снежные атаки нам не страшны. Запишите эти слова в тетради, через запятую. Выделите общую часть- корень.
Л: Какой звук встретился во всех родственных словах? [д]. Назовите парный ему. [т].
В чем сходство и различие звуков? Букв?
Л: Веселый человечек очень доволен вашей работой на уроке.
Он с вами и в снежки поиграл, и на лыжах покатался с горы, и построил высокую снежную крепость. А какие звуки и буквы вам в этом помогали? Итак, вы, молодцы!
«Линейка достижений».
В конце занятия логопед предлагает детям сделать отметки на линейках достижений. Каждому ребенку дается карточка, например, такого содержания:
Я научился различать буквы Д и Т (оценка от 0 - 5).
Я старался (оценка от 0 - 5).
Какую оценку я сам себе поставлю (оценка от 0 - 5).