Просмотр содержимого документа
««Дифференциация звуков и букв [ш]-[ж]»»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
в подготовительной группе для детей с ОНР
по теме: «Дифференциация звуков и букв [ш]-[ж]»
Цели занятия:
1. Образовательные:
совершенствование и закрепление умения и навыка дифференциации звуков Ш и Ж
соотношение звуков Ш и Ж с буквами
совершенствование навыков звукового анализа и синтеза
2. Коррекционно–развивающие:
развитие фонематических процессов, внимания
развитие обшей и мелкой моторики, координации речи с движениями
развития дыхания
3. Воспитательные:
воспитание умения работать в коллективе, чувства уважения друг к другу
формирование навыков сотрудничества, самостоятельности
Оборудование
Игрушки на звуки [ш], [ж], 2 дерева, мяч, счетные палочки, лодка, мягкая игрушка –мишка, карточки с буквами Ш и Ж.
Ход занятия
Организационный момент
Психогимнастика в сочетании с мимической гимнастикой.
Логопед. Здравствуйте, дорогие ребята! Посмотрите друг на друга и покажите как вы умеете удивляться, удивитесь. Нас сегодня ждет что-то интересное, давайте покажем как мы этому рады, улыбнемся! Но иногда нам бывает грустно, покажите как вы грустите, нахмурим брови. А сейчас снова улыбнулись, ведь нас сегодня ждет удивительное приключение!
Знакомство с темой.
1.Логопед. Ребята, я сегодня получила телеграмму: в стране «Алфавития» случилась беда - потерялись две буквы, жители этой страны просят нас о помощи, поможем им?
Дети. Поможем!
Логопед. Но сначала нам нужно пройти ряд препятствий, вы готовы?
Дети. Да!
Логопед. Ну тогда в путь!
Дети встают за логопедом и находят конверт.
2. Логопед. Ой, ребята, посмотрите, я что-то нашла (открывает конверт), а вот и первое задание: мы должны собрать две разрезные картинки.
Дети собирают картинки.
1-я картинка – жук.
Физминутка
Логопед. Ребята, а давайте представим, что мы жуки:
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
Логопед. Ребята, здесь еще одна картинка, давайте ее соберем.
Дети собирают картинку.
2-я картинка – воздушный шар.
3. Логопед. Какой первый звук в слове жук?
Дети. В слове жук первый звук [ж].
Логопед. А какой первый звук в слове шар?
Дети. В слове шар первый звук [ш].
4. Характеристика звуков.
Логопед. Расскажите, что вы знаете об этих звуках, какие они?
Дети. Звук [ж]- согласный, звонкий, твердый;
Звук [ш] - согласный, глухой, твердый;
Логопед. Что общего у этих звуков?
Дети. Звуки [ж] и [ш] – согласные и твердые.
Логопед. Чем отличаются эти звуки?
Дети. Звук [ж] – звонкий, а [ш] – глухой.
5. Логопед. Молодцы, ребята! Ну а мы отправляемся дальше. Вот мы с вами и в лесу, давайте остановимся и подышим-надуем шарики.
Дыхательное упражнение для формирования диафрагмального дыхания «Надуем шарики»
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем.
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
6. Развитие фонематических процессов и внимания.
Логопед. Ребята, скажите ж-ж-ж- это чья песенка?
Дети. Это песенка жука.
Логопед. Ш-ш-ш, а это чья песенка?
Дети. Это песенка змеи.
Логопед. А сейчас поиграем в игру «Жук и змея».
Я сейчас буду произносить звуки, слоги и слова, а вы внимательно слушаете, если услышите звук [ш], то выполняете зигзагообразное движение кистью руки от себя — ползет змея, а на звук [ж] — поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз — летает жук.
7. Логопед. Молодцы! Ребята, посмотрите, кого мы встретили в волшебном лесу (под деревом сидит мишка), давайте с ним поиграем.
Физминутка
Мишка-Топтыжка в садике жил,
Мишка -Топтыжка с ребятами дружил,
А однажды в лес пошел
Много шишек там нашел.
Он шишками жонглировал
И всех детей шокировал
Мы мишке звонко хлопаем,
Топтыжке громко топаем.
8. Логопед. Ну вот, поиграли, а впереди нас ждет еще задания, посмотрите, я снова нашла конверт «Послание феи Шалуньи», она перепутала в лесном магазине все игрушки и просит нас помочь ей, поможем?
Дети. Да!
На столе лежат игрушки
Логопед:Ребята, вы должны каждый взять игрушку, в названии которой есть звуки [ш] или [ж] и встать возле дерева с «жуком», у кого игрушки со звуком [ж], а со звуком [ш]- возле дерева с «шаром».
Дети подходят к деревьям, на одном из них прикреплена картинка с изображением жука, на другом дереве - картинка с изображением воздушного шара.
Логопед. Аня, а что у тебя за игрушка? А какой звук в названии этой игрушки, [ш] или [ж]? И где он стоит?
Дети. У меня лягушка. В слове «лягушка» звук [ш] и стоит он в середине слова.
Несколько детей отвечают по аналогии.
Логопед. Молодцы, ребята! Добрая фея Шалунья сказала, если мы справимся с заданием, то она подарит нам эти игрушки, но у нас в группе много игрушек. Давайте мы их подарим малышам? Вы согласны?
Дети. Да!
Логопед. Мы сейчас посадим игрушки в лодку и отправим их в младшие группы, в этом нам поможет мишка – Топтыжка. Сначала мы посадим игрушки, в названии которых есть звук [ш], а затем со звуком [ж].
9. Логопед. Ну вот, ребята, мы и добрались до страны «Алфавития», а вот и последнее наше задание.
Открывает конверт, там буквы Ж и Ш.
Логопед. Ребята, посмотрите, а вот и буквы, которые потерялись, что это за буквы?
Дети. Это буквы Ш и Ж.
Логопед. Надо вернуть их на место.
Подходят к магнитной доске, на ней слова …УК, …АР.
Логопед. Ребята, а что это за слова такие «УК», «АР», вы знаете какие буквы и куда надо поставить?
Дети подставляют буквы, получаются слова ЖУК, ШАР.
10. Логопед. А теперь давайте из счетных палочек выложим буквы Ш и Ж.
Дети садятся за столы и выполняют задание.
Логопед.Сегодня мы говорим о звуках[ш] и [ж], а сейчас посмотрели какими буквами обозначаются эти звуки.
11. Логопед. Ну и в заключении поиграем в игру « Мяч передавай – слово называй».
(Дети и логопед встают в круг) Ребята, вы должны вспомнить и назвать слова на звуки[ш] и [ж] и передать мяч следующему игроку, но будьте внимательны, один человек называет слово на звук [ш] передает мяч, другой должен назвать на звук [ж] и так далее.
Итог занятия
Логопед. Ребята, вот и закончилось наше путешествие в страну «Алфавития», жители этой страны очень благодарны вам за то, что вы нашли потерянные буквы.
О каких звуках и буквах мы сегодня говорили? Что вам больше понравилось на занятии?