Просмотр содержимого документа
«Дифференциация звуков и букв Ч-Ш»
Тема: Дифференциация звуков и букв Ч-Ш
Цель:
1. Формировать умение дифференцировать звуки Ч и Ш;
2. Соотносить их с буквами Ч, Ш; 3. Развивать слуховое и речевое внимание; 4. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов.
Материал к занятию: предметные картинки, раздаточные карточки, цветные карандаши, тетради, ручки, речевой материал.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Выложить с помощью нити бусин буквы: Ч и Ш.
2. Основная часть.
1. Знакомство с темой.
Послушай слова и назови согласный в начале слова. Слова: Чай, чаша, чек, чуб, челнок.. Шкаф, шар, шум, школа, шуба, шайба. Обратите внимание на разницу в их произношении: При произношении звука Ч кончик языка смыкается с верхними альвеолами (бугорками), затем смычка взрывается. Когда произносим звук Ш язычок в форме чашечки поднимется вверх, кончик языка не смыкается. Напоминаем: Ч и Ш —- согласные, глухие звуки. Если приложить ладошку к горлышку, то голоса (дрожания голосовых связок) нет. Ч – мягкий, Ш – твердый.
2. Соотнесение звуков с буквами Ч, Ш.
• Нарисуй эти буквы в воздухе, на ладошке у себя и у других.
• Работа в раздаточных карточках (каточка №1): посмотрите на свои карточки с заданиями, определите первый звук в названиях картинок и обозначьте его буквой.
• Как ты думаешь, сколько здесь букв Ч и Ш (карточка №1)?
• Подчеркни букву С одной чертой, а Ш - двумя:
Ч ш с ш Ц ч ш Ш с ц ч Ч ш Ц Ц ч ш Ч Ш Щ Ш и ч ц ч С Ч ш ч ц с Ш Щ Ц ш ч Ч ц ч Ц ш ц
3. Дифференциация звуков на уровне слога.
a) Чтение слоговых рядов (с доски): Ча – ша Чо – шо Чу – шу Чи – ши Аша – ача Ошо – очо Уши – учи и т.п.
b) Диктант слогов: Ча, ша, чу, шу, чо, шо, чта, што, чле, шлее, чка, шка и т.п.
c) Игра «Эхо».
Детям предлагают представить, что они находятся в густом лесу. Вокруг тишина, и только эхо повторяет каждый звук. Взрослый проговаривает слоги, а ребенку необходимо их правильно повторить:
Определите какой звук в слове Ш или Ч, каково его место по счету (работа в раздаточной каточке (№ 1)
Вставь букву Ч зеленым цветом, Ш – синим (карточка №2). Записывая слова, проговаривай их вслух по слогам.
6. Дифференциация звуков на уровне предложения.
• Прочитать и повторить скороговорку.
Чайные чашки в печали, скучая, бренча закричали. У четырех черепах по четыре черепашонка. У черепашьего черепашонка на черепашьих лапчонках черепашьи чёботы. 3. Итог занятия. С какими звуками мы сегодня работали? Чем похожи данные звуки? Чем отличаются?